Что такое переходный глагол

Verbes transitifs et intransitifs — Переходные и непереходные глаголы во французском языке

что такое переходный глагол

К переходным глаголам относятся такие, действие которых направлено на какое-то лицо или предмет, т.е. после такого глагола употребляется дополнение. В словарях такие глаголы обозначаются буквами vt.

  • Если после глагола ставится прямое дополнение, то это прямопереходный глагол (verbe transitif direct):

J’écris une lettre. — Я пишу письмо. (j’écris quoi? — пишу что?)

  • Если после глагола употребляется дополнение с предлогом, то это косвеннопереходный глагол (verbes transitif indirect):

J’écris à mes amis. — Я пишу своим друзьям. (j’écris à qui? — пишу кому?)

  • Некоторые глаголы могут иметь как прямое дополнение, так и косвенное:

J’écris une lettre à mes amis. — Я пишу письмо своим друзьям. (j’écris quoi à qui? — пишу что кому?)

  • Некоторые глаголы могут быть то прямопереходными, то косвеннопереходными, при этом, обычно, смысл глагола меняется:

1) Il a abusé son ami. — Он обманул своего друга.

2) Il a abusé de sa force. — Он злоупотребил своей силой.

Verbes intransitifs — Непереходные глаголы

Это глаголы, которые выражают действие, которое не направлено на объект. В словарях обозначаются аббревиатурой vi. После таких глаголов не употребляются прямые и косвенные дополнения:

Le poisson nage. — Рыба плавает. (невозможно добавить дополнения, отвечающие на вопросы «что, чему, чего» и т.п.)

Однако непереходные глаголы могут иметь относящиеся к ним обстоятельства (отвечают на вопросы «где, куда, когда, как» и т.д.):

Le poisson nage dans le lac. — Рыба плавает в озере.

  • Большое количество глаголов могут быть как переходными, так и непереходными:

1) Je rentre mon vélo. — Я заношу свой велосипед.

2) Je rentre chez moi. — Я возвращаюсь домой.

  • Некоторые глаголы всегда непереходные: aller, arriver, courir, venir, pleurer, nager, voyager и др.
  • Глаголы, выражающее состояние, всегда непереходные: être, paraître, sembler, rester, demeurer, devenir.

Для чего необходимо знать переходность глагола?

Переходность глагола влияет на:

1) возможность употребления с ним прямых и косвенных дополнений;

2) согласование причастий в сложных временах;

3) выбор вспомогательного глагола для образования сложного времени.

Источник: http://irgol.ru/grammaticheskij-spravochnik/verbes-transitifs-et-intransitifs-perehodnye-i-neperehodnye-gla/

Переходные и непереходные глаголы: как определить переходность

что такое переходный глагол

Одна из грамматических характеристик, которую стоит упоминать при разборе глаголов в русском языке — это переходность. Эта особенность описывает способность глагола к присоединению прямого дополнения в предложении. То есть, может ли он управлять существительными, которые в контексте используются для обозначения объекта действия.

Например: починить компьютер, съесть шоколадку, стоять возле входа, умнеть на глазах.

Переходные и непереходные глаголы в русском языке имеют некоторые различия и свои особенности.

Что такое переходной глагол

Переходной глагол обозначает действие, которое происходит или направлено на предмет или существо. В предложении между ними существует грамматическая связь, из-за которой глагол влияет на беспредложную форму слова и помещает его в винительный падеж. Если же глагол в негативном значении или речь идет о какой-то части, называемой существительным, то падеж становится родительным.

Пример: пригласить (кого?) друзей, испытывать (что?) страх, не покупать (чего?) энциклопедий, выпить (чего?) соку.

Переходные глаголы могут обозначать:

  1. Процессы создания, внесения корректив или уничтожения объекта или существа (написать конспект, порвать рукопись, отредактировать фото).
  2. Отношение говорящего к какому-нибудь явлению или объекту (обожать джаз, предпочитать вино).
  3. Некоторое воздействие, которое физически никак не влияет на предмет или существо (обвинил соседа, погладить собаку).
  4. Процессы восприятия мира осязанием, слухом, зрением или другими чувствами (видеть звезды, чувствовать холод).

Что такое непереходный глагол

Непереходные глаголы передают действие, которое не нуждается в прямом объекте, потому что не способно перейти на него. Важно запомнить, что такой вид глаголов крайне редко может сочетаться с наименованием предмета или существа, которое использовано в винительном падеже.

Пример: жить с соседями, вздремнуть на кровати, петь в машине, преподавать в музыкальной школе.

Лексическое значение непереходных глаголов может быть следующим:

  1. Название занятий, будь-то рутинных или в профессиональной деятельности (преподавать, лениться, убирать, музицировать).
  2. Обозначение движений объекта и в целом его существования (быть, находиться, передвигаться, являться).
  3. Описание процесса перемен, происходящих с объектом или существом (портиться, краснеть, подрастать, умнеть).
  4. Констатанта положения объекта в пространстве, его состояния, физических особенностей, психологических ощущений и т.д. (стоять, простудиться, погрустнеть, обрадоваться).

К непереходным глаголам относятся все возвратные — влюбляться, собираться, обниматься.

Как определить переходность глагола

Поскольку переходность глагола влияет в первую очередь на значение слова и взаимодействие его с существительным, то определить это грамматическое состояние можно логически разобрав словосочетание.

Если глагол выражает прямое воздействие на предмет или существо, а описывающее этот объект существительное находится в родительном или винительном падеже, то мы имеем дело с переходным глаголом. Если же по контексту глагол лишь помогает определить в каком состоянии или положении находится объект, но не влияет на него — значит он непереходной.

Также можно обращать внимание на потребность в предлоге между глаголом и существительным, использованным в винительном падеже. Если он нужен (пересесть в автобус) — значит этот глагол является непереходным.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где читать новости и статьи на английском?

Источник: https://russkyaz.ru/slova/glagoly/perehodnye-i-neperehodnye-glagoly-kak-opredelit-perehodnost.html

Грамматика немецкого языка (справочник)

что такое переходный глагол

Уроки онлайн | | Лексика немецкого языка |

Грамматический справочник| Немецкий алфавит| Деловая переписка на немецком| Дружеская переписка на немецком| Этикетные письма на немецком

Переходные и непереходные глаголы (transitive und intransitive Verben). Управление глаголов

Переходные глаголы, как правило, обозначают действие, совершаемое лицом и направленное на предмет/объект. Дополнение (на которое направлено действие) стоит в винительном падеже (Akkusativ):

Ich lege das Buch auf den Tisch— Я кладу книгу на стол
Sie hängt den Mantel in den Schrank— Она вешает пальто в шкаф
Die Kinder springen ins Wasser— Дети прыгают в воду

Обстоятельство места содержит предлог, управляющий винительным падежом. Оно отвечает на вопрос wohin? (куда? Akkusativ):

Ich lege das Buch auf den Tisch— Я кладу книгу на стол
Sie hängt den Mantel in den Schrank— Она вешает пальто в шкаф
Die Kinder springen ins Wasser— Дети прыгают в воду

Непереходные глаголы обозначают результат действия и не имеют дополнения в винительном падеже:

Mit diesem Mittel wasche ich mein Auto — Этим средством я мою свою машину Sie weint bei jedem Schrei — Она плачет от любого крика

Обстоятельство места содержит предлог, управляющий дательным падежом. Оно отвечает на вопрос wo? (где?).

Например:
Die Gläser stehen in der che— Стаканы стоят на кухне
Der Opa sitzt im Sessel— Дедушка сидит в кресле
Auf dem Boden liegt ein Hund- На полу лежит собака

Как правило, дополнение в винительном падеже переходного глагола становится подлежащим непереходного глагола:

Ich hänge das Bild an die Wand (Wohin? Куда?)- Я вешаю картину на стену
Das Bild hängt an der Wand (Wo? Где?)- Картина висит на стене

В немецком языке имеется много связанных между собой пар из переходного и непереходного глаголов. При этом переходный глагол является правильным (слабым), а соответствующий ему непереходный глагол — неправильным (сильным).

Например:
legen (класть): legen-legte-gelegt / liegen (лежать): liegen-lag-gelegen
stellen (ставить): stellen-stellte-gestellt / stehen (стоять): stehen-stand-gestanden
hängen (вешать): hängen-hängte-gehängt/ hängen (висеть): hängen-hing-gehangen
и т.д.

Переходные глаголы обозначаются в словаре vt, нетранзитивные vi.

При заучивании глаголов стоит обращать большое внимание на управление глаголов.

Например:
В немецком различают глаголы verschwenden (тратить зря)/verschwinden (исчезать)
Er verschwendet sein Geld (Akkusativ)- Он тратит деньги в пустую
Das Geld verschwindet in seinen Händen spurlos (Dativ)- Деньги исчезают в его руках без следа

Управление глаголов также приводится в словаре. Чётких правил, объясняющих, каким падежом управляет тот или иной глагол не существует. То же относится и к предлогам, используемых с глаголами.

Несовпадения в управлении глаголов с аналогичными глаголами в русском языке встречаются довольно часто.

Например:
Ruf mich (Akkusativ) sofort an! – Позвони мне (дательный*) сейчас же!
Ich begegne ihm (Dativ) — Я встречаю его (винительный)
Die Firma kündigte ihm (Dativ) — Фирма его уволила (винительный)
Ich stimme dir zu (Dativ без предлога) — Я с тобой согласен (предлог)
Er ähnelt seinem Freund (Dativ) — Он похож на своего друга (предлог + винит. падеж)

*Звёздочкой обозначается управление глаголов в русском языке

На материалах учебника Льва Лучко

Возвратные глаголы Модальные глаголы

Источник: http://www.studygerman.ru/online/manual/verb6.html

Переходные и непереходные глаголы в русском языке

Глаголы рус­ско­го язы­ка делят­ся на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Грамматическая кате­го­рия пере­ход­но­сти явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком каж­до­го гла­го­ла.

Выясним, что такое пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные гла­го­лы в рус­ском язы­ке.

Что такое переходные глаголы

Переходность — это спо­соб­ность гла­го­ла обо­зна­чать, что дей­ствие пере­хо­дит на объ­ект (пред­мет, лицо, живот­ное и пр.).

Переходными явля­ют­ся те гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют или спо­соб­ны управ­лять пря­мым допол­не­ни­ем, выра­жен­ным чаще все­го фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, напри­мер:

  • пре­вос­хо­дить (кого?) сопер­ни­ка;
  • нести (что?) кор­зин­ку;
  • раз­ли­чать (что?) при­зна­ки;
  • уви­деть (кого?) её;
  • заме­тить (что?) нечто серое.

Переходными назы­ва­ют­ся гла­го­лы, дей­ствие кото­рых пере­хо­дит на дру­гой пред­мет (объ­ект).

ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫНЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
вез­ти сан­ки бро­дить по лесу
уви­деть маль­чи­ка сто­ять на мосту
напи­сать пись­мо помо­гать маме
учу уро­ки руко­во­дить коман­дой

Действие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом, пред­по­ла­га­ет обя­за­тель­ное нали­чие объ­ек­та. Объект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, выра­жа­ет­ся:

1. суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:

  • встре­тить (кого?) подру­гу;
  • нари­со­вать (что?) пей­заж;
  • хва­лить (кого?) его;
  • обо­зна­чить (что?) что-либо;

2. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, обо­зна­ча­ю­щей часть от цело­го:

  • поешь­те (чего?) супа, бор­ща, каши;
  • выпил (чего?) кефи­ра, ква­са, моло­ка, чая;
  • купи­ла (чего?) мор­ко­ви, хле­ба, кол­ба­сы, мяса;

3. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния при ска­зу­е­мом с отри­ца­ни­ем:

  • не подо­ждешь (кого?) при­я­те­ля;
  • не брал (чего?) тет­ра­ди;
  • не услы­шал (кого?) его;
  • не вижу (чего?) ниче­го.

Переходные гла­го­лы обра­зу­ют стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие со сто­ро­ны дру­го­го пред­ме­та, напри­мер:

  • засе­ять — засе­ян­ное паха­рем поле;
  • раз­бро­сать — раз­бро­сан­ные вет­ром листья;
  • поки­нуть — поки­ну­тый жите­ля­ми город;
  • рас­ко­лоть — рас­ко­ло­тый одним уда­ром орех.

Какие глаголы являются непереходными

Непереходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствия, не направ­лен­ные на какой-либо пред­мет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как запомнить дни недели на английском языке?

Непереходные гла­го­лы не спо­соб­ны управ­лять пря­мым допол­не­ни­ем без пред­ло­га и не нуж­да­ют­ся в этом.

Например:

  • бес­по­ко­ить­ся (о ком?) о детях;
  • верить (во что?) в спра­вед­ли­вость;
  • сочув­ство­вать (кому?) ему;
  • раз­мыш­лять (над чем?) над  про­бле­мой.

Чтобы выяс­нить, какие гла­го­лы отне­сем к непе­ре­ход­ным, срав­ним два пред­ло­же­ния:

Он пока­зал бы ей новый, неве­до­мый мир, пре­крас­ные цве­ты под­вод­ных полей (Александр Беляев. Человек-амфибия).

Вскоре на одной сто­роне ули­цы из-за уголь­но­го дома пока­зал­ся моло­дой офи­цер (Александр Пушкин. Пиковая дама).

В этих отрыв­ках из худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний исполь­зу­ют­ся, на пер­вый взгляд, похо­жие гла­го­лы:

  • пока­зал (что?) мир;
  • офи­цер (что сде­лал?) пока­зал­ся.

Глагол «пока­зал» явля­ет­ся пере­ход­ным, так как управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. А воз­врат­ный гла­гол «пока­зал­ся» не может иметь при себе пря­мо­го допол­не­ния.

В рус­ском язы­ке все воз­врат­ные гла­го­лы явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми.

Например:

  • оби­деть­ся (на что?) на шут­ку;
  • тре­во­жить­ся (за кого?) за сест­ру;
  • оскор­бить­ся (чем?) заме­ча­ни­ем;
  • сомне­вать­ся (в чём?) в пра­виль­но­сти реше­ния.

Непереходные гла­го­лы не могут управ­лять фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, то есть не име­ют при себе пря­мо­го допол­не­ния. Они упо­треб­ля­ют­ся с суще­стви­тель­ны­ми (место­име­ни­я­ми) с пред­ло­га­ми и без них в фор­мах:

1. роди­тель­но­го паде­жа:

  • отвык­нуть (от чего?) от при­выч­ки;
  • доби­вать­ся (чего?) успе­хов;
  • про­хо­ди­те (мимо чего?) мимо дере­ва;

2. датель­но­го паде­жа:

  • сочув­ство­вать (кому?) подру­ге;
  • слу­жил (чему?) Отечеству;
  • ску­чать (по чему?) по дому;
  • под­толк­нуть (к чему?) к заня­ти­ям спор­том;

3. вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом:

  • вери­ла (во что?) в судь­бу;
  • попасть (во что?) в мир кар­тин;
  • вой­ти (во что?) в зал; 
  • подвиг­нуть (на что?) на вели­кие дела;

4. тво­ри­тель­но­го паде­жа:

  • пове­я­ло (чем?) вес­ной;
  • уто­ми­ла (чем?) рас­ска­зом;
  • доро­жим (чем?) вре­ме­нем;
  • шумит (над чем?) над горо­дом;

5. пред­лож­но­го паде­жа:

  • пла­вать (в чём?) в реке;
  • сто­ять (на чём?) на крыль­це;
  • думать (о чём?) о доме.

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, гла­гол пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный, пред­ла­га­ем сле­ду­ю­щий алго­ритм.

урок

Источник: https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/perehodnyie-i-neperehodnyie-glagoly.html

Категория переходности английских глаголов

Английские глаголы классифицируются по многим признакам. Тогда как о правильности и неправильности, модальности глаголов или их принадлежности к группе вспомогательных сказано немало, категория переходности зачастую остается в тени. И напрасно, ведь сведения о том, является ли глагол переходным или непереходным, помогут правильно употребить его в предложении и ответят на вопрос о совместимости глагола с некоторыми грамматическими конструкциями.

Разделение английских глаголов на переходные и непереходные

Итак, английские глаголы (как впрочем, и русские) подразделяются на переходные  (transitive verbs) и непереходные (intransitive verbs). Первые обязательно требуют после себя дополнения, иначе выражаемая ими мысль не будет законченной. Например:

He often uses his computer. Он часто использует свой компьютер.

Глагол to use является переходным, потому что нельзя сказать «он использует», не упомянув при этом, что именно. Что касается дополнения, оно существует в виде прямого дополнения (ему соответствует в русском языке винительный падеж без предлога) и/или косвенного. А некоторые переходные глаголы требуют после себя не одного, а нескольких дополнений. Например:

Mr. Smith offered him a job. Мистер Смит предложил ему работу.

В данном примере после переходного глагола to offer  употреблены косвенное дополнение him и прямое дополнение a job.

Непереходные глаголы не требуют после себя употребления дополнений. Предложение с таким глаголом будет законченным, даже если кроме подлежащего и сказуемого в нем больше нет членов предложения. Например:

Mrs. James is travelling. Миссис Джеймс путешествует.

Глагол to travel является непереходным, так как после него просто невозможно добавить дополнение. Однако чаще такие глаголы «обрастают» в предложении всевозможными обстоятельствами. Например:

Mrs. James is travelling through South America at the moment. Миссис Джеймс путешествует по Южной Америке в настоящее время.

Некоторые словари при помощи особых сокращений, указываемых перед значением, дают информацию о том, является ли глагол переходным (v.t. или v/t – verb transitive) или непереходным (v.i. или v/i – verb intransitive). Например:

to find – v.t. –to sit – v.i. – найтисидеть

Не стоит при определении того, является ли глагол переходным, сильно опираться на русский перевод. Действительно, у многих глаголов совпадает этот признак в обоих языках и, попытавшись добавить к соответствующему русскому глаголу дополнение в винительном падеже без предлога, иногда можно определить, будет ли переходным соответствующий английский глагол, например:

спать + кого?что? = глагол непереходный, значит to sleep – тоже непереходныйвидеть + кого? что? = глагол переходный, значит to see – тоже переходный глагол

Однако существует множество английских глаголов, переходность которых отличается от той же характеристики соответствующих русских глаголов, например:

ждать – переходный to wait for – непереходный
влиять на — непереходный to affect — переходный

Глаголы, сочетающие свойства переходности и непереходности

Существует большое количество глаголов, которые благодаря своей многозначности могут в разных значениях проявлять переходность или непереходность. Например:

Переходный глагол (v.t.) Непереходный глагол (v.i.)
I burnt my hand while cooking. – Я ожег руку во время приготовления пищи. The campfire burnt brightly. – Костер горел ярко.
Jerry walks the dog twice a day. – Джерри выгуливает собаку дважды в день. Tom walks home after school. – Том ходит домой пешком после школы.
Don’t drop litter in the park! – Не бросайте мусор в парке! Water dropped from the tap. – Вода капала из крана.
Open
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Вы спрашивали: Сколько времени уходит на изучение английского языка?

Источник: https://1hello.ru/grammatika/kategoriya-perexodnosti-anglijskix-glagolov.html

Переходные и непереходные глаголы

Переходный глагол требует объект для завершения глагола, в то время как непереходный глагол полон сам по себе, и не требует прямой объект для действия.В японском языке важно различать эти два типа глаголов, потому что непереходные глаголы не могут принимать объект (частица 「を」).Ниже списки частых переходных и непереходных глаголов, и примеров того, как меняются частицы в зависимости от типа используемого глагола.

Переходные и непереходные глаголы ПереходныеНепереходные
始める 【は・じめる】(ру-глагол) начинать 始まる 【は・じまる】(у-глагол) начинаться
終える 【お・える】(ру-глагол) заканчивать 終わる 【お・わる】(у-глагол) заканчиваться
出す 【だ・す】(у-глагол) вынимать 出る 【で・る】(ру-глагол) выходить; покидать
入れる 【い・れる】(ру-глагол) вставлять 入る 【はい・る】(у-глагол) входить
開ける 【あ・ける】(ру-глагол) открывать 開く 【あ・く】(у-глагол) открываться
閉める 【し・める】 закрывать 閉まる 【し・まる】(у-глагол) закрываться
つける (ру-глагол) присоединять つく (у-глагол) присоединяться
消す 【け・す】(у-глагол) очищать 消える 【き・える】(ру-глагол) исчезать
抜く 【ぬ・く】(у-глагол) извлекать 抜ける 【ぬ・ける】(ру-глагол) извлекаться

Примеры

  1. 知らない人と会話を始める。
    Начни разговор с человеком, которого не знаешь.
  2. 映画がすぐ始まる。
    Фильм начинается скоро.
  3. やっと宿題を終えた。
    Наконец-то закончил домашнее задание.
  4. やっと宿題が終わった。
    Наконец-то домашнее задание закончилось.

Что случилось?

田中: 何があったんですか?
Танака: Что случилось? (букв.: Что это, что существовало?)

鈴木: このコップが落ちました。
Судзуки: Эта чашка упала.

田中: 鈴木さんが落としたんじゃないですか?
Танака: Не Судзуки-сан (вы) ли уронили её?

鈴木: いいえ、私は何もしませんでしたよ。
Судзуки: Нет, я ничего не делал.

田中: じゃ、このコップは、自分で落ちたんですか?
Танака: Значит, эта чашка сама по себе упала?

鈴木: 私がここに来る前にもう落ちていましたから、分かりません。
Судзуки: Она уже упала до того, как я пришел сюда, поэтому (я) не знаю.

田中: いいえ、鈴木さんがそのコップを落としているのを見ましたよ。
Танака: Нет, (я) видела, как Судзуки-сан (вы) роняли эту чашку.

Источник: https://alex7kom.me/guide-to-japanese/verb_tense/transtype/

Формы глагола: переходная и непереходная

Тема переходности глаголов в русском языке может показаться сложной. Но это только на первый взгляд. Важно по порядку разобраться в теме, начиная с общего понятия. Итак, что такое переходность и как ее определить.

Переходность глагола

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие. Без него отраженная в нашей речи картинка мира была бы статична и скучна. Одна из главных характеристик глагола состоит в его переходности. Этот постоянный признак остается неизменным.

Функции глагола в предложения в предложении: отразить действие, выполняя роль сказуемого; перенести действие на дополнение, образуя словосочетание.

Переходные формы существуют для того, чтобы можно было выразить несамостоятельные действия. Без дополнения такие действия выглядят незавершенными и не имеют смысла.

  • Выпить (что?) кофе.
  • Поприветствовать (кого?) друга.
  • Посадить (что?) дерево.

Общим для этих словосочетаний, будет то, что в них переходный глагол «управляет» дополнением без какого-либо предлога.

Особенности переходных глаголов

С точки зрения лексики, переходные глаголы служат для выражения:

  • Разнообразных действий: писать стихотворение, украшать елку, гасить свет.
  • Чувственного восприятия: видеть прекрасное, ощущать благоговение, слушать музыку.
  • Отношения к объекту: уважать учителя, любить животных, пренебрегать спортом.
  • Воздействие на объект, с целью повлиять на него: лечить больных, сжигать рукопись, покрасить фасад.

Чаще всего дополнение выступает существительным, либо местоимением в винительном падеже, и отвечает на вопросы «кого?», «что?» Но есть такие случаи, когда у дополнения встречается родительный падеж.

  • Когда указывает на действие не с целым предметом, а лишь с его частью, пример: отведать(чего?) пирога.
  • Когда находится в отрицательной позиции, пример: не выручишь (кого?) меня.

От переходных форм образуются страдательные причастия. Примеры предложений:

  • открыть — открытое настежь окно;
  • рассказывать — рассказанная кем-то история;
  • видеть — увиденный деревенский пейзаж.

Непереходные глаголы

Эти глагольные формы не переносят действие на объект. Даже без дополнения они несут в себе понятную смысловую нагрузку, дополнение же ее только распространяет.

Заботиться о питомце, верить в чудо, улыбнуться прохожему.
Дополнения в винительном падеже всегда присоединяются только с предлогом.

  • Возвратные или глагольные формы, заканчивающиеся на –сь и –ся, являются непереходными: присмотреться к узору, пройтись по набережной, проснуться с улыбкой.
  • Суффиксы –нича–, –е– также свидетельствуют в пользу непереходности глагола: оторопеть, докучать, аккуратничать.

С точки зрения лексики, непереходные глаголы выражают:

  • Эмоциональное или физическое состояние, положение в пространстве: облокотиться на стену, тосковать по дому, приподнять над землей.
  • Движение и процесс работы: бежать по дорожке, танцевать под мелодию, трудиться на предприятии.
  • Проявление качеств: краснеть на людях, хорошеть с возрастом, аккуратничать с реликвией.

Внимание! Лексически между переходными и непереходными глаголами нет разницы. Разница состоит только в грамматической конструкции. Стоящие близко по смыслу, могут выступать в двух ролях  поменяется лишь их форма. «Идти по дороге»  и  «Перейти дорогу»  — значение практически одинаковые, но построены словосочетания различным образом. Такое разнообразие языка позволяет точнее выражать мысли и описывать происходящее.

Как определить переходность

  1. Выбираем словосочетание «глагол + дополнение».
  2. Есть ли в этом словосочетании предлог — значит непереходный.
  3. Если «нет», то определяем падеж дополнения. Если это любой падеж, кроме родительного, значит непереходный.
  4. Если родительный падеж, нужно выяснить, есть ли в словосочетании отрицание, либо указание на действие с частью объекта. Если что-то из этого имеется, значит переходный. Если нет – непереходный.

Источник: http://sklonenie-slova.ru/rus/perehodnost-glagolov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
English House