Как определить переходность глагола

Категория переходности английских глаголов

как определить переходность глагола

Английские глаголы классифицируются по многим признакам. Тогда как о правильности и неправильности, модальности глаголов или их принадлежности к группе вспомогательных сказано немало, категория переходности зачастую остается в тени. И напрасно, ведь сведения о том, является ли глагол переходным или непереходным, помогут правильно употребить его в предложении и ответят на вопрос о совместимости глагола с некоторыми грамматическими конструкциями.

Разделение английских глаголов на переходные и непереходные

Итак, английские глаголы (как впрочем, и русские) подразделяются на переходные  (transitive verbs) и непереходные (intransitive verbs). Первые обязательно требуют после себя дополнения, иначе выражаемая ими мысль не будет законченной. Например:

He often uses his computer. Он часто использует свой компьютер.

Глагол to use является переходным, потому что нельзя сказать «он использует», не упомянув при этом, что именно. Что касается дополнения, оно существует в виде прямого дополнения (ему соответствует в русском языке винительный падеж без предлога) и/или косвенного. А некоторые переходные глаголы требуют после себя не одного, а нескольких дополнений. Например:

Mr. Smith offered him a job. Мистер Смит предложил ему работу.

В данном примере после переходного глагола to offer  употреблены косвенное дополнение him и прямое дополнение a job.

Непереходные глаголы не требуют после себя употребления дополнений. Предложение с таким глаголом будет законченным, даже если кроме подлежащего и сказуемого в нем больше нет членов предложения. Например:

Mrs. James is travelling. Миссис Джеймс путешествует.

Глагол to travel является непереходным, так как после него просто невозможно добавить дополнение. Однако чаще такие глаголы «обрастают» в предложении всевозможными обстоятельствами. Например:

Mrs. James is travelling through South America at the moment. Миссис Джеймс путешествует по Южной Америке в настоящее время.

Некоторые словари при помощи особых сокращений, указываемых перед значением, дают информацию о том, является ли глагол переходным (v.t. или v/t – verb transitive) или непереходным (v.i. или v/i – verb intransitive). Например:

to find – v.t. –to sit – v.i. – найтисидеть

Не стоит при определении того, является ли глагол переходным, сильно опираться на русский перевод. Действительно, у многих глаголов совпадает этот признак в обоих языках и, попытавшись добавить к соответствующему русскому глаголу дополнение в винительном падеже без предлога, иногда можно определить, будет ли переходным соответствующий английский глагол, например:

спать + кого?что? = глагол непереходный, значит to sleep – тоже непереходныйвидеть + кого? что? = глагол переходный, значит to see – тоже переходный глагол

Однако существует множество английских глаголов, переходность которых отличается от той же характеристики соответствующих русских глаголов, например:

ждать – переходный to wait for – непереходный
влиять на — непереходный to affect — переходный

Глаголы, сочетающие свойства переходности и непереходности

Существует большое количество глаголов, которые благодаря своей многозначности могут в разных значениях проявлять переходность или непереходность. Например:

Переходный глагол (v.t.) Непереходный глагол (v.i.)
I burnt my hand while cooking. – Я ожег руку во время приготовления пищи. The campfire burnt brightly. – Костер горел ярко.
Jerry walks the dog twice a day. – Джерри выгуливает собаку дважды в день. Tom walks home after school. – Том ходит домой пешком после школы.
Don’t drop litter in the park! – Не бросайте мусор в парке! Water dropped from the tap. – Вода капала из крана.
Open

Источник: https://1hello.ru/grammatika/kategoriya-perexodnosti-anglijskix-glagolov.html

Переходные и непереходные глаголы в русском языке: как определить, что это такое – правило, примеры и как отличить

как определить переходность глагола

Глагол – часть речи, «ответственная» за обозначение действий. У него есть не только изменяемые признаки, но и постоянные – те, которые не исчезают при словоизменении. Переходные и непереходные глаголы в русском языке различаются по наличию или отсутствию одного из таких постоянных признаков – переходности.

Понятие переходности глагола

Под переходностью понимается грамматическая категория, указывающая на способность глагольной формы управлять прямым дополнением, то есть присоединять существительные (объекты) в винительном и, реже, родительном падеже, не имеющем предлога.

Это формальная сторона определения. Но что такое переход с семантической стороны?

Смысл переходных глагольных форм в том, что они обозначают «несамостоятельные» действия, которые невозможно совершить без управляемого объекта. Вот примеры:

  • Написать (что?) пьесу, обслужить (кого?) клиента, не заработал (чего?) денег – переходные глаголы (просто «написать» или «обслужить» невозможно, а «заработать» без управляемого объекта – глагол с другим значением).
  • Сидеть (на чём?) на стуле, умываться, страдать (от чего?) от болезни – непереходные глаголы (можно просто «сидеть» или «страдать»).

Переход – это и есть перенесение действия с субъекта (подлежащего) на объект (именуемый прямым дополнением).

В какие падежи ставить существительные

Переходные глаголы способны управлять дополнением как в форме винительного падежа, так и в форме родительного, в обоих случаях без предлога. Но как понять, какой из двух падежей употреблять в каждом конкретном случае?

Винительный является основным. Форму родительного падежа дополнение приобретает в следующих случаях:

  1. Если обозначает «некоторое количество чего-то»: «выпил воды» (род. п.) – то есть какую-то часть налитой жидкости, но «выпил воду» (вин. п.) – то есть всю воду в данном сосуде или водоёме.
  2. В отрицательных предложениях, если подразумевается значение «совсем»: «я не ел твою морковь» (просто не ел) – «я не ел твоей моркови» (совсем не ел, ни кусочка).
  3. В отрицательных предложениях, если имеется усилительная частица «ни»: «Мы не имеем ни малейшего понятия».

Винительный падеж в отрицательных предложениях ослабляет отрицание, а родительный, наоборот, усиливает.

Важно! Некоторые существительные при переходных глагольных формах приобретают форму родительного падежа, отличающуюся от основной: «Возьму сахару», «не зная броду, не суйся в воду» (вместо «сахара», «брода»).

Как определить переходность конкретного глагола

Как определить переходность глагола? С этим нередко возникают проблемы. О наличии или отсутствии переходности можно узнать с помощью следующего способа.

Сначала нужно найти в предложении глагольную форму. Затем отыскать существительные или местоимения, к которым можно задать вопрос «кто?» или «что?».

Если такое слово имеется и при нём нет предлога, значит, это и есть прямое дополнение, перед нами переходный.

Если предложение неполное, то прямого дополнения может не быть в наличии, но оно подразумевается, в таком случае тоже нужно задавать вопрос винительного падежа от глагола: «Ты меня понимаешь? – Понимаю (кого? что?)». Если такой вопрос задать не получается, то это непереходный: «Где ты был целую неделю? – Болел» (спросить «кого?» или «что?» невозможно).

Важно! Не являются переходными все возвратные, и глагольные формы в страдательном залоге, то есть те, которые имеют суффикс «-сь» или «-ся»: кажется, умывается, находится.

Соблюдая указанное правило, нужно иметь ввиду и смысл существительного – оно должно обозначать объект действия. Бывают ситуации, когда существительное в форме винительного падежа без предлога стоит возле глагола и имеет к нему отношение, однако он не может быть переходным: «Ехать час», «жить неделю».

Переходность многозначных глаголов

Глагольные формы слова могут иметь несколько значений. При этом в первом значении имеет место переходный тип, а во втором значении это же слово – непереходный тип. «Он говорит (что?) неправду» переходный, но «ребёнок уже говорит (разговаривает)» непереходный. «Оркестр играет (что?) марш» переходный, но «ребёнок играет (занят игрой)» непереходный.

В юмористических текстах возможна ситуация, когда в норме непереходный приобретает переходность: «Водку пьянствовать и дисциплину хулиганить».

На этом строится комический эффект, глаголы при этом как бы приобретают значения тех, вместо которых они поставлены – «хулиганить» вместо «нарушать» и т. д.

Устаревшие значения непереходных глагольных форм могут иметь переходность.

«Торговать» в современном русском языке непереходный глагол, однако ранее, имея значение «прицениваться», он был переходным: «Торговать лошадь». Такое употребление осталось в фольклоре.

Различия переходных и непереходных

Теперь нужно узнать, чем отличается переходный от непереходного. Прежде всего это его значение. Переходные обычно обозначают:

  1. Создание, видоизменение или уничтожение объектов (построил дом, уменьшил дозу),
  2. Чувственное восприятие объектов (слышу музыку, вижу город),
  3. Контактирование с объектом без его изменения (потрогал стену, погладил кота),
  4. Отношение к объекту (люблю фантастику, обожаю контрастный душ).

Отличить переходный также возможно, попытавшись образовать от него страдательное причастие. Если получится – глагол переходный, не получится – непереходный.

Словосочетания с переходными глаголами всегда состоят из глагольной формы и прямого дополнения, иногда может включаться определение, обстоятельство: рубить деревья, водить автобус, найти пиратский клад, быстро выучить урок.

Переходные и непереходные глаголы в русском языке

Изучаем русский язык виды глаголов, примеры

Вывод

Отнести глагольную форму к какой-либо из групп не так уж и сложно. Стоит лишь помнить, что в большей степени следует анализировать значение главного и зависимого от него слова, а не внешнюю форму: один и тот же глагол в разном контексте может быть как переходным, так и непереходным.

Источник: https://tvercult.ru/obrazovanie/kak-opredelit-perehodnyie-i-neperehodnyie-glagolyi-v-russkom-yazyike

Переходные и непереходные глаголы: как определить переходность

как определить переходность глагола

Одна из грамматических характеристик, которую стоит упоминать при разборе глаголов в русском языке — это переходность. Эта особенность описывает способность глагола к присоединению прямого дополнения в предложении. То есть, может ли он управлять существительными, которые в контексте используются для обозначения объекта действия.

Например: починить компьютер, съесть шоколадку, стоять возле входа, умнеть на глазах.

Переходные и непереходные глаголы в русском языке имеют некоторые различия и свои особенности.

Что такое переходной глагол

Переходной глагол обозначает действие, которое происходит или направлено на предмет или существо. В предложении между ними существует грамматическая связь, из-за которой глагол влияет на беспредложную форму слова и помещает его в винительный падеж. Если же глагол в негативном значении или речь идет о какой-то части, называемой существительным, то падеж становится родительным.

Пример: пригласить (кого?) друзей, испытывать (что?) страх, не покупать (чего?) энциклопедий, выпить (чего?) соку.

Переходные глаголы могут обозначать:

  1. Процессы создания, внесения корректив или уничтожения объекта или существа (написать конспект, порвать рукопись, отредактировать фото).
  2. Отношение говорящего к какому-нибудь явлению или объекту (обожать джаз, предпочитать вино).
  3. Некоторое воздействие, которое физически никак не влияет на предмет или существо (обвинил соседа, погладить собаку).
  4. Процессы восприятия мира осязанием, слухом, зрением или другими чувствами (видеть звезды, чувствовать холод).

Что такое непереходный глагол

Непереходные глаголы передают действие, которое не нуждается в прямом объекте, потому что не способно перейти на него. Важно запомнить, что такой вид глаголов крайне редко может сочетаться с наименованием предмета или существа, которое использовано в винительном падеже.

Пример: жить с соседями, вздремнуть на кровати, петь в машине, преподавать в музыкальной школе.

Лексическое значение непереходных глаголов может быть следующим:

  1. Название занятий, будь-то рутинных или в профессиональной деятельности (преподавать, лениться, убирать, музицировать).
  2. Обозначение движений объекта и в целом его существования (быть, находиться, передвигаться, являться).
  3. Описание процесса перемен, происходящих с объектом или существом (портиться, краснеть, подрастать, умнеть).
  4. Констатанта положения объекта в пространстве, его состояния, физических особенностей, психологических ощущений и т.д. (стоять, простудиться, погрустнеть, обрадоваться).

К непереходным глаголам относятся все возвратные — влюбляться, собираться, обниматься.

Как определить переходность глагола

Поскольку переходность глагола влияет в первую очередь на значение слова и взаимодействие его с существительным, то определить это грамматическое состояние можно логически разобрав словосочетание.

Если глагол выражает прямое воздействие на предмет или существо, а описывающее этот объект существительное находится в родительном или винительном падеже, то мы имеем дело с переходным глаголом. Если же по контексту глагол лишь помогает определить в каком состоянии или положении находится объект, но не влияет на него — значит он непереходной.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Куда поступить после 11 класса с русским и обществознанием?

Также можно обращать внимание на потребность в предлоге между глаголом и существительным, использованным в винительном падеже. Если он нужен (пересесть в автобус) — значит этот глагол является непереходным.

Источник: https://russkyaz.ru/slova/glagoly/perehodnye-i-neperehodnye-glagoly-kak-opredelit-perehodnost.html

Глаголы переходные и непереходные – что это такое

Переходность глагола – одна из самых сложных тем, изучаемых в 6 классе. Овладев данным понятием, можно избежать ошибок, а также расширить свой лексический диапазон за счет правильно образованных словоформ.

Что такое переходность

одными в русском языке называются глаголы, которые могут управлять дополнением без предлога. Чаще всего управляемое слово стоит в винительном падеже.

Таблица 1. Примеры обеих форм

ПереходныеНепереходные
Тащить чемодан Гулять на улице
Заметить номер Прыгнуть с мостков
Нарисовать картину Звонить родителям
Запомнить стихотворение Управлять автомобилем

Подчиненная часть речи при этом может быть именем существительным либо местоимением.

Пример: На реке отец увидел ее. Увидел – переходный тип.

Грамматический смысл состоит в том, что действие переходит на управляемый объект. При этом зависимое слово можно преобразовать в страдательное причастие прошедшего времени.

Например: Встретить друга – встреченный мною друг. Выпить воды – выпитая ребенком вода.

Зависимое слово может быть выражено следующими конфигурациями:

  • Существительным или местоимением в В.п.: узнать новость, изобразить удивление, научить их, подчеркнуть это.
  • Существительным в Р.п. в значении части чего-либо, некоторого количества целого: Отведайте щей, салата. Выпить воды. Из погреба принесла картошки.
  • Именем существительным или местоимением в родительном падеже, зависящим от конструкции с отрицательной частицей не: Не встретишь тети. Не видел карандашей. Не пригласил их. Не узнал его.

Как отличить переходную форму

Непереходные формы

Непереходный вид глаголов отличается тем, что действие не направлено на предмет. Такие слова можно определить по невозможности управлять словом в винительном или родительном падеже, кроме предложных конструкций.

Например: Думать о стране. Мечтать о море. Петь для них. Заботиться о нем.

Слово, зависящее от части речи со свойством непереходности, нельзя преобразовать в страдательное причастие прошедшего времени.

Правило: возвратные словоформы не нуждаются в подчиненном слове и почти всегда характеризуются непереходностью.

Значение различных грамматических форм

Свойства многозначных слов

Многозначными называются те слова, которые несут различный лексический смысл исходя из контекста. Переходность и непереходность таких глаголов зависит от их значения в каждом конкретном случае.

Пример: Он переводит (что?) текст. Сказуемое “переводит” управляет словом в В.п. (текст). Следовательно, вид переходный.

Рассмотрим другое значение этого слова: Не мешайте ему переводить. Слово “переводить” в данном случае не требует дополнения и характеризуется непереходностью.

Порядок определения грамматических свойств

Рассмотрим алгоритм действий на примере.

  • На столе он увидел (что?) вазу с цветами. Сказуемое имеет подчиненное слово без предлога в В.п. (вазу). Конструкцию можно преобразовать в страдательное причастие: увиденная им ваза. Следовательно, тип переходный.
  • На днях она увиделась с (кем?) друзьями. Сказуемое “увиделась” употреблено с зависимым словом в Т.п. с предлогом (с друзьями). Следовательно, вид переходный.

Рассмотрим, как определить переходность любого глагола, если слово дано вне контекста.

  1. Подобрать зависимое слово в В.п. или Р.п. без предлога.
  2. Преобразовать конструкцию в страдательное причастие.

Если удалось сделать и то, и другое, глагол является переходным, если нет, – непереходным.

Алгоритм определения грамматических свойств

Переходные конструкции сочетаются с дополнением, стоящим в винительном или родительном падеже. Если такое дополнение не требуется или его невозможно подобрать, то перед нами непереходный вид.

Источник: https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/glagoly-perehodnye-i-neperehodnye-chto-eto-takoe.html

Как определить переходность глагола

Глагол – самостоятельная часть речи с постоянными морфологическими признаками, одним из которых является переходность. Этот критерий определить сложно, потому что надо искать подчиненное слово, устанавливать его падеж, разбираться с отрицательными и частичными глаголами. Давайте установим переходность по упрощенной и понятной схеме.

1

Как определить переходность глагола – предисловие

Переходные глаголы ( п. г.) означают действие, переключающееся на объект, выраженный существительным в В. п. без предлога. – Сочиняю (что?) резюме, ищу (кого?) подругу. Непереходные – показывают движение предмета, его психофизическое состояние (бежать по тропке, говорить о делах).

У переходных глаголов подначальное слово может быть и в родительном падеже:

  • Глагол выступает с отрицательной частицей – Не уразумел примера. Не тратить времени. Переходность легко проверить, поставив зависимое слово в В. п.: не уяснил (что?) пример, не тратить (что?) время.
  • При выражении частичности. Хлебнуть вина, выпить вино.

Важно: возвратные глаголы являются непереходными. – Альпинист спустился вниз. Пассажиры возвращаются домой.

2

Как определить переходность глагола – инструкция

  • Отыщите глагол, поставьте от него вопрос В. п. (кого? что?) к подчиненному слову (обычно это прямое дополнение). Когда найдете существительное, смотрите, если у него нет предлога – это переходный глагол. Пример: Лесник принес (п. г.) воду из дальнего родника. Ребенок бросил (п. г.) игрушку на пол и побежал дальше. Спусти (п. г.) мне лестницу.
  • У вас в словосочетании глагол с частицей “не”, а зависимое слово стоит в Р. п. без предлога? Это тоже переходный глагол. – Бабушка бродила по лесу долго, но не нашла (п. г.) ни одного гриба, даже мухоморов. Профессор не начал (п. г.) лекцию ровно в десять часов, а прочитал ее немного позже.
  • Вы нашли глагол, определяющий часть предмета, он – переходный. К примеру: Брат велел мне принести (чего?) дров из сарая для растопки.

Итак, как узнать переходность глагола вы уяснили, проанализировали примеры, осталось немного поупражняться, чтобы лучше усвоить теоретические знания.

Источник: https://sovetclub.ru/kak-opredelit-perehodnost-glagola

Переходность глагола в русском языке — переходные и непереходные

Переходность глагола или непереходность – постоянное свойство этой части речи. Глаголы могут иметь только один из признаков.

Переходность глагола

Переходным глагол является тогда, когда действие, обозначаемое им, направлено прямо на предмет.

Любить (кого?) маму, встретить (что?) автобус, изобразить усталость, узнать друга.

Как найти? Нужно увидеть в предложении словосочетание. В него должен входить глагол и существительное (местоимение), винительный падеж без предлога.

  1. Написать (что?) сочинение о родном крае – мое домашнее задание.
  2. Хороший вкус помог мне выполнить модель самолета для конкурса.
  3. Когда я вижу (кого?) тебя, сердце мое замирает от восторга.
  4. «Послушай меня», – попросил отец Мишу.

В предложении они являются сказуемыми и управляют прямыми дополнениями.

Такие глаголы могут сочетаться с существительным в родительном падеже. Здесь также отсутствует служебное слово. При этом должны соблюдаться условия:

  • представляется только часть предмета, выраженного существительным;
  1. Я хотел бы попить чаю, сладкого, горячего, с молоком.
  2. «Сегодня обязательно куплю хлеба в соседнем магазине», – размышляла всю дорогу Варя. – А еще захвачу сахару, попрошу конфет».
  • в предложении есть отрицание;
  1. «Ну не посмотрю фильма по рассказу Петрова? Что ж из того?» – спросил критик.
  2. «Да не брал я твоей тетради! Не ломал карандаша! Не поджидал тебя после уроков!» – судорожно выкрикивал мальчишка.
  • лексическое значение – восприятие, отношение, разрушительное или созидательное действие и т.д.
  1. Я слушаю классическую музыку, люблю природу, пишу стихи.
  2. Фашисты разрушили города, стерли с лица земли исторические объекты.

Переходные глаголы являются основой для образования страдательных причастий: увиденный фильм, услышанный звук, прочитанная глава, усиленная безопасность.

Непереходные

Все остальные слова этой части речи  будут непереходными:

  • управляют существительными или местоимениями с предлогами, являющимися косвенными дополнениями;
  1. Лежать на диване, размышлять о мировых проблемах, думать о душе – вот обычные дела Ильи Ильича.
  2. Печалиться, заботиться о вас я буду всегда.
  • возвратность глагола указывает на его непереходность;
  1. Улыбаться незнакомым людям было в тягость Петрову.
  2. Носиться по школьным коридорам хулигану из 5А нисколько не надоело.

Глаголы могут быть многозначными словами. В одном значении являются переходными.

«Мой брат постоянно бьет (кого?) меня», – пожаловался соседский малыш.

В другом лексическом значении – нет.

Конь бьет (чем?) копытом о землю, рвется на волю.

Эта категория зависит от и образования слова.

Непереходные глаголы:

  • оканчивающиеся на -ничать: бездельничать, рукодельничать, кухарничать, самоварничать, слесарничать;
  • – ствовать: бодрствовать, злорадствовать, безумствовать, мудрствовать;
  • -нуть: мокнуть, сохнуть, мерзнуть, стихнуть, завянуть;
  • образованные от междометий: ухнуть, ахать, охать, ойкать.

Полученные от существительных глаголы типа белить, чернить, синить, голубить, зеленить являются переходными.

  1. Белить перед праздником избы – традиция русского народа.
  2. Подсинить белье при стирке раньше умела каждая хозяйка.

Определение переходности-непереходности

  1. При глаголе есть дополнение? Нет? Непереходный.
  2. Есть дополнение. На какие вопросы отвечает?
  3. Винительный падеж без предлога? Переходный.
  4. По другим случаям смотреть информацию выше.

Источник: https://prochastirechi.ru/glagol/perehodnost-glagola

Переходные и непереходные глаголы

Переходность глагола – грамматическая категория глаголов, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия. Например: посетить выставку, есть конфеты ; расти на глазах, стоять возле двери.

В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

Особенности переходных глаголов

Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.

Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.

Примеры переходных глаголов: приглашать подруг, испытывать, не читать книг, не получить благодарности, выпить воды.

С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:

    Процесс создания, изменения или уничтожения объекта ; Чувственное восприятие ; Воздействие на объект, которое не изменяет его ; Отношение к объекту.

От переходных глаголов образуются страдательные причастия.

Особенности непереходных глаголов

Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект, и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются. Непереходные глаголы примеры: лежать на диване, жить с родителями, радоваться новому дню, учительствовать в школе, разместиться в машине.

С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:

    Психическое, физическое состояние, положение в пространстве ; Движение и существование ; Профессиональные либо непрофессиональные занятия ; Становление и выявление качеств.

Как определить переходность глагола?

Подводя итоги, можно выделить 3 основных правила как определить переходность глагола:

Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога ; Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога. Все возвратные глаголы являются непереходными.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/perexodnye-i-neperexodnye-glagoly/

Указать переходные и непереходные глаголы. Переходный глагол

Переходность глагола в русском языке определяется его способностью обозначать действие, направленное непосредственно на объект. Грамматически это выражается тем, что глагол управляет существительным в винительном падеже без предлога. Примеров таких конструкций множество — «ловить рыбу», «писать письмо», «чистить ковер».

Как определить переходность глагола? Ничего сложного в такой операции нет, достаточно мысленно задать от него вопрос: «Кого?», «Что?» Если же глагол употреблен в отрицательном контексте (не купить молока), падеж меняется на родительный — это следует помнить.

Значение переходных и непереходных глаголов

Лингвисты установили, что переходность и непереходность глагола дифференцируются значением слов. Так, переходные глаголы отсылают к различным действиям над объектами. Их можно создавать, уничтожать или изменять (построить здание, колоть дрова, разрушить дом). Объект также может оставаться без изменений (поздравлять маму). В этот же список входят сочетания, обозначающие чувственное восприятие объекта с глаголами «смотреть», «слушать» и т. д.

В свою очередь, для непереходных глаголов характерны значения:

  • физического или психического состояния (бояться, дремать);
  • появления признака, его усиления (краснеть);
  • перемещения или расположения в пространстве (идти, сидеть);
  • занятия, умения (хозяйничать).

Морфологические признаки непереходности

Главное различие переходных и непереходных глаголов кроется в способности образовывать страдательные причастия. Сравните количество неличных форм слов «рисовать» и «гулять»:

Рисовать

Гулять

Иногда переходность глагола определяют исходя из инфинитива. Существуют словообразовательные типы глаголов, которые не могут быть переходными:

Суффикс в основе От какой части речи образован Примеры
несовершенный прилагательное Крепнуть, слепнуть, мокнуть
то же самое существительное Злобствовать (однако чувствовать, напутствовать — исключения)
то же самое именные части речи Звереть, белеть
то же самое то же самое Лентяйничать, столярничать

Возвратные глаголы

Из всех формальных признаков лучше всего различают переходность и непереходность глагола постфиксы -ся-/-сь-. Когда-то давно они были формами местоимения «себя», пока не утратили свою самостоятельность. Такое происхождение постфикса обусловило специфическое название глаголов — возвратные (действие направлено на самого агенса). Сравните: умыть лицо и умыться.

Все возвратные глаголы — непереходные. И это абсолютно понятно: зачем рядом с ними употреблять дополнительное существительное, если переходность глагола заключена в структуре самого слова?

Особо трудные случаи

Иногда вопрос о том, как определить переходность глагола, может поставить в тупик. трудность заключается в том, что те или иные слова со значением действия могут употребляться в различных контекстах по-разному. Рассмотрим предложения: «Ребенок читает книгу» и «Ребенок уже читает».

В первом случае имеет место действие, направленное на определенный объект — книгу. Основной же целью второго предложение является передача информации, что ребенок способен воспринимать написанное, то есть глагол «читать» выступает как непереходный. Другой, более понятный пример, со словом «замолчать».

Сравните: «Все замолчали наконец» и «Замолчать определенный факт» (то есть умышленно не упомянуть что-либо).

Перед тем как определить переходность глагола, необходимо проверить, не имеет ли стоящее рядом с ним существительное в винительном падеже обстоятельственное значение. В предложении «Мы занимались всю ночь» употребляют именную составляющую в качестве временной характеристики, а не объекта, над которым совершается действие.

Некоторые переходные глаголы управляют существительными в родительном падеже вне отрицания (накупить тетрадей, нарвать ягод).

В других случаях возможны параллельные формы — ждать троллейбус / троллейбуса, которые дифференцируются в соответствии с категорией определенности/неопределенности. Так, после фразы «я жду троллейбус» хочется добавить «под № 5».

А вот форма родительного падежа подспудно указывает, что сам говорящий не до конца уверен, какое именно транспортное средство ему нужно. Просто ждет и все.

Подобная ситуация с конструкциями наподобие «выпить чая / чаю». Существование двух параллельных форм не должно сбивать с толку. Родительный падеж указывает, что собираются выпить именно чашечку / стакан чая. Однако и в первом, и во втором случае имеет место переходность глагола.

Для любопытных

От маленьких детей часто можно услышать фразы наподобие «погуляй / поплавай меня». Подобная ошибка свидетельствует о хорошем чувстве языка, которым наделен каждый ребенок.

Несколько веков назад у нас было намного больше глаголов, управлявших существительными без предлогов в винительном падеже. Сейчас же их количество уменьшилось. Быть может, когда-нибудь переходность глагола в русском языке и вовсе перестанет существовать.

Однако насколько правдива эта информация, судить трудно, так что лишний раз повторить вышеизложенный материал все же не мешает.

Деление глаголов на переходные и непереходные основано на их значении.

Переходные глаголы обозначают активное действие, которое обращено, переходит на объект (предмет). Указание на объект уточняет значение глагола, делает его более конкретным (разбить стакан – разбить противника, строить дом – строить планы). Значение переходность выражается синтаксически: название объекта при переходных глаголах стоит в форме В.п. без предлога (написать поэму, любить друга, чувствовать радость).

!!! В форме Р.п. объект может стоять в 4-х основных случаях:

1) если при глаголе есть отрицание (не получить письма);

2) если объект используется не в полном объеме (выпил молока, поел хлеба);

3) если объект неопределенный (Мы искали пристанища);

4) если Р.п. показывает, что объект взят во временное пользование (Дай машины в город съездить).

В качестве прямого объекта в предложении вместо существительного может выступать какой-то его эквивалент:

а) неопределенная форма глагола (Я попросил его показать книгу);

б) придаточное изъяснительное предложение (Люблю, когда за речкой гаснет день);

в) прямая речь (Он сказал: «Я приду завтра»);

г) субстантивированное неизменяемое слово (Ставлю тебе хорошо).

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Существует небольшая группа переходных глаголов, которые, как правило, употребляются без объекта. Объект при них мыслится как единственно возможный и поэтому легко восстанавливается: пахать (землю), сеять (зерно), есть, топить, платить, курить, пить.Такие глаголы называются абсолютивными.

2. Винительный падеж объекта следует отличать от винительного обстоятельства. Винит. падеж обстоятельства, обозначая определенный промежуток времени или пространства, не выражает объекта. В этом случае он обозначает меру действия, то есть выступает в функции обстоятельства, и в том случае от глагола нельзя задать вопросы кого? что?,на которые отвечает прямое дополнение (сидеть весь день, спать всю дорогу).

Непереходные глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а потому они не могут иметь при себе прямого дополнения.

Кроме того, выделяют группу косвенно-переходных глаголов, то есть таких глаголов, которые управляют обязательным косвенным объектом (существительным в косвенном падеже с предлогом и без предлога, кроме В. п.). Эти глаголы обозначают отношение к объекту или состояние субъекта, но не выражают перехода действия на предмет: бояться темноты, гордиться братом, думать о победе.

Следует отметить, что значение переходности тесно связано с ЛЗ глагола. Нередко один и тот же глагол в одном всоем ЛЗ является переходным, а другом – непереходным (Сравни: Он читает письмо. – Ребенку четыре года, а он уже читает.).

Переходными или непереходными бывают целые семантические группы глаголов. Например, глаголы созидания или разрушения, уничтожения объекта, как правило, переходные (шить пальто, разбить стакан).

К непереходным относятся

Глаголы перемещения (бежать, плыть), положения в пространстве (сидеть, висеть), звучания (греметь, шипеть), состояния (молчать, болеть)

Глаголы на –ствовать, -ничать, -ить,обозначающие занятие лица, названного в производящей основе (геройствовать, бездельничать, столярить)

Глаголы на –ся(радоваться, мыться)

Глаголы, образованные от имен прилагательных и существительных с помощью суффикса –е- (белеть, охладеть).

Глаголы — это самостоятельные части речи, обозначающие действие предмета. Они, как и любая часть речи, имеют постоянные признаки, то есть такие, которые свойственны им в любой форме, как бы слово ни изменяли. Одним из таких свойств является переходность.

Что такое переходность глагола, как определить переходность непереходность глагола, какие способы использовать для этого?

Что такое переходный глагол?

Переходные глаголы обозначают действие, которое направлено на предмет, «переходит» на него. Такие глаголы имеют или могут иметь при себе слова, стоящие в винительном падеже без предлога.

Слова при переходных глаголах могут стоять и в родительном падеже в двух случаях:

  • При обозначении части целого, например: выпить молока (легко заменить винительным падежом — выпить молоко).
  • Если при глаголе есть отрицание: не выполнить задачи (тоже легко заменить винительным падежом: не выполнить задачу).

При определении переходности глагола могут возникнуть трудности. Как определить переходность глагола? Предлагаем алгоритм, как это можно сделать.

Алгоритм определения переходности глагола

  1. Находим глагол. Смотрим, есть ли в предложении слова, к которым можно задать вопросы винительного падежа (кого? что?), такие слова называются прямыми дополнениями. Если вопросы задаются и слова не имеют предлога, то это переходные глаголы. Помним, что данные дополнения выражаются существительными или местоимениями. Примеры: «Прочитал (что?) книгу.»; «Увидел (кого?) его».
  2. Если нет при глаголе прямого дополнения, то всё равно задаём вопросы винительного падежа и пытаемся подобрать слово, которое отвечало бы на эти вопросы. Выше говорилось о том, что переходность — это постоянный признак. Значит, он будет свойственен переходному глаголу и без дополнения. Например: Говорил (что?) — легко подберём слово (правду); «Заметил (кого?) их». НО: «Спешить (кого? что?)» — не подбирается слово, глагол непереходный.

    «Смеяться (кого? что?)» — тоже непереходный.

  3. Если дополнение при глаголе стоит в родительном падеже, не имеет предлога и обозначает часть целого или при глаголе есть отрицание, то глагол тоже будет переходным. Например: «Выпить (чего?) воды.»; «Не написать (чего?) письма.

    «

Запомните: все возвратные глаголы, то есть имеющие суффиксы «-ся», «-сь» — непереходные, так как действие не направлено на что-то или кого-то, а «возвращается» к субъекту действия: думается, кажется, решается

, «ответственная» за обозначение действий. У него есть не только изменяемые признаки, но и постоянные – те, которые не исчезают при словоизменении. Переходные и непереходные глаголы в русском языкеразличаются по наличию или отсутствию одного из таких постоянных признаков – переходности.

Источник: https://ik-ptz.ru/literatura/ukazat-perehodnye-i-neperehodnye-glagoly-perehodnyi-glagol.html

Грамматика немецкого языка (справочник)

Уроки онлайн | | Лексика немецкого языка |

Грамматический справочник| Немецкий алфавит| Деловая переписка на немецком| Дружеская переписка на немецком| Этикетные письма на немецком

Переходные и непереходные глаголы (transitive und intransitive Verben). Управление глаголов

Переходные глаголы, как правило, обозначают действие, совершаемое лицом и направленное на предмет/объект. Дополнение (на которое направлено действие) стоит в винительном падеже (Akkusativ):

Ich lege das Buch auf den Tisch— Я кладу книгу на стол
Sie hängt den Mantel in den Schrank— Она вешает пальто в шкаф
Die Kinder springen ins Wasser— Дети прыгают в воду

Обстоятельство места содержит предлог, управляющий винительным падежом. Оно отвечает на вопрос wohin? (куда? Akkusativ):

Ich lege das Buch auf den Tisch— Я кладу книгу на стол
Sie hängt den Mantel in den Schrank— Она вешает пальто в шкаф
Die Kinder springen ins Wasser— Дети прыгают в воду

Непереходные глаголы обозначают результат действия и не имеют дополнения в винительном падеже:

Mit diesem Mittel wasche ich mein Auto — Этим средством я мою свою машину Sie weint bei jedem Schrei — Она плачет от любого крика

Обстоятельство места содержит предлог, управляющий дательным падежом. Оно отвечает на вопрос wo? (где?).

Например:
Die Gläser stehen in der che— Стаканы стоят на кухне
Der Opa sitzt im Sessel— Дедушка сидит в кресле
Auf dem Boden liegt ein Hund- На полу лежит собака

Как правило, дополнение в винительном падеже переходного глагола становится подлежащим непереходного глагола:

Ich hänge das Bild an die Wand (Wohin? Куда?)- Я вешаю картину на стену
Das Bild hängt an der Wand (Wo? Где?)- Картина висит на стене

В немецком языке имеется много связанных между собой пар из переходного и непереходного глаголов. При этом переходный глагол является правильным (слабым), а соответствующий ему непереходный глагол — неправильным (сильным).

Например:
legen (класть): legen-legte-gelegt / liegen (лежать): liegen-lag-gelegen
stellen (ставить): stellen-stellte-gestellt / stehen (стоять): stehen-stand-gestanden
hängen (вешать): hängen-hängte-gehängt/ hängen (висеть): hängen-hing-gehangen
и т.д.

Переходные глаголы обозначаются в словаре vt, нетранзитивные vi.

При заучивании глаголов стоит обращать большое внимание на управление глаголов.

Например:
В немецком различают глаголы verschwenden (тратить зря)/verschwinden (исчезать)
Er verschwendet sein Geld (Akkusativ)- Он тратит деньги в пустую
Das Geld verschwindet in seinen Händen spurlos (Dativ)- Деньги исчезают в его руках без следа

Управление глаголов также приводится в словаре. Чётких правил, объясняющих, каким падежом управляет тот или иной глагол не существует. То же относится и к предлогам, используемых с глаголами.

Несовпадения в управлении глаголов с аналогичными глаголами в русском языке встречаются довольно часто.

Например:
Ruf mich (Akkusativ) sofort an! – Позвони мне (дательный*) сейчас же!
Ich begegne ihm (Dativ) — Я встречаю его (винительный)
Die Firma kündigte ihm (Dativ) — Фирма его уволила (винительный)
Ich stimme dir zu (Dativ без предлога) — Я с тобой согласен (предлог)
Er ähnelt seinem Freund (Dativ) — Он похож на своего друга (предлог + винит. падеж)

*Звёздочкой обозначается управление глаголов в русском языке

На материалах учебника Льва Лучко

Возвратные глаголы Модальные глаголы

Источник: http://www.studygerman.ru/online/manual/verb6.html

Формы глагола: переходная и непереходная

Тема переходности глаголов в русском языке может показаться сложной. Но это только на первый взгляд. Важно по порядку разобраться в теме, начиная с общего понятия. Итак, что такое переходность и как ее определить.

Непереходные глаголы

Эти глагольные формы не переносят действие на объект. Даже без дополнения они несут в себе понятную смысловую нагрузку, дополнение же ее только распространяет.

Заботиться о питомце, верить в чудо, улыбнуться прохожему.
Дополнения в винительном падеже всегда присоединяются только с предлогом.

  • Возвратные или глагольные формы, заканчивающиеся на –сь и –ся, являются непереходными: присмотреться к узору, пройтись по набережной, проснуться с улыбкой.
  • Суффиксы –нича–, –е– также свидетельствуют в пользу непереходности глагола: оторопеть, докучать, аккуратничать.

С точки зрения лексики, непереходные глаголы выражают:

  • Эмоциональное или физическое состояние, положение в пространстве: облокотиться на стену, тосковать по дому, приподнять над землей.
  • Движение и процесс работы: бежать по дорожке, танцевать под мелодию, трудиться на предприятии.
  • Проявление качеств: краснеть на людях, хорошеть с возрастом, аккуратничать с реликвией.

Внимание! Лексически между переходными и непереходными глаголами нет разницы. Разница состоит только в грамматической конструкции. Стоящие близко по смыслу, могут выступать в двух ролях  поменяется лишь их форма. «Идти по дороге»  и  «Перейти дорогу»  — значение практически одинаковые, но построены словосочетания различным образом. Такое разнообразие языка позволяет точнее выражать мысли и описывать происходящее.

Как определить переходность

  1. Выбираем словосочетание «глагол + дополнение».
  2. Есть ли в этом словосочетании предлог — значит непереходный.
  3. Если «нет», то определяем падеж дополнения. Если это любой падеж, кроме родительного, значит непереходный.
  4. Если родительный падеж, нужно выяснить, есть ли в словосочетании отрицание, либо указание на действие с частью объекта. Если что-то из этого имеется, значит переходный. Если нет – непереходный.

Источник: http://sklonenie-slova.ru/rus/perehodnost-glagolov

Verbes transitifs et intransitifs — Переходные и непереходные глаголы во французском языке

К переходным глаголам относятся такие, действие которых направлено на какое-то лицо или предмет, т.е. после такого глагола употребляется дополнение. В словарях такие глаголы обозначаются буквами vt.

  • Если после глагола ставится прямое дополнение, то это прямопереходный глагол (verbe transitif direct):

J’écris une lettre. — Я пишу письмо. (j’écris quoi? — пишу что?)

  • Если после глагола употребляется дополнение с предлогом, то это косвеннопереходный глагол (verbes transitif indirect):

J’écris à mes amis. — Я пишу своим друзьям. (j’écris à qui? — пишу кому?)

  • Некоторые глаголы могут иметь как прямое дополнение, так и косвенное:

J’écris une lettre à mes amis. — Я пишу письмо своим друзьям. (j’écris quoi à qui? — пишу что кому?)

  • Некоторые глаголы могут быть то прямопереходными, то косвеннопереходными, при этом, обычно, смысл глагола меняется:

1) Il a abusé son ami. — Он обманул своего друга.

2) Il a abusé de sa force. — Он злоупотребил своей силой.

Verbes intransitifs — Непереходные глаголы

Это глаголы, которые выражают действие, которое не направлено на объект. В словарях обозначаются аббревиатурой vi. После таких глаголов не употребляются прямые и косвенные дополнения:

Le poisson nage. — Рыба плавает. (невозможно добавить дополнения, отвечающие на вопросы «что, чему, чего» и т.п.)

Однако непереходные глаголы могут иметь относящиеся к ним обстоятельства (отвечают на вопросы «где, куда, когда, как» и т.д.):

Le poisson nage dans le lac. — Рыба плавает в озере.

  • Большое количество глаголов могут быть как переходными, так и непереходными:

1) Je rentre mon vélo. — Я заношу свой велосипед.

2) Je rentre chez moi. — Я возвращаюсь домой.

  • Некоторые глаголы всегда непереходные: aller, arriver, courir, venir, pleurer, nager, voyager и др.
  • Глаголы, выражающее состояние, всегда непереходные: être, paraître, sembler, rester, demeurer, devenir.

Для чего необходимо знать переходность глагола?

Переходность глагола влияет на:

1) возможность употребления с ним прямых и косвенных дополнений;

2) согласование причастий в сложных временах;

3) выбор вспомогательного глагола для образования сложного времени.

Источник: http://irgol.ru/grammaticheskij-spravochnik/verbes-transitifs-et-intransitifs-perehodnye-i-neperehodnye-gla/

Как определить переходность глагола?

Переходность — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак гла­го­ла в рус­ском язы­ке. Узнаем, как опре­де­лить пере­ход­ность гла­го­ла с помо­щью без­оши­боч­но­го алго­рит­ма.

При мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре гла­го­ла как части речи важ­но пра­виль­но ука­зать его пере­ход­ность или непе­ре­ход­ность.

Прежде чем соста­вить алго­ритм опре­де­ле­ния это­го при­зна­ка, напом­ним, что такое пере­ход­ность гла­го­ла в мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка.

Что такое переходность глагола?

Действие, кото­рое обо­зна­ча­ет гла­гол, может пря­мо пере­хо­дить на пред­мет.

Понаблюдаем:

Надя несёт (что?) кор­зин­ку с ово­ща­ми.

Девочка нари­со­ва­ла (кого?) зай­чи­ка.

Глаголы «несёт» и «нари­со­ва­ла» не про­сто обо­зна­ча­ют дей­ствие, а такое дей­ствие, кото­рое свя­за­но с объ­ек­том (зай­чик, кор­зин­ка), на кото­рое оно направ­ле­но. Такие гла­го­лы назы­ва­ют­ся пере­ход­ны­ми. От пере­ход­ных гла­го­лов мы можем задать вопро­сы кого? что?

  • пой­мать (кого?) оку­ня;
  • кор­мить (кого?) козу;
  • позвать (кого?) тебя;
  • спро­сить (кого?) вас;
  • сла­вить (что?) Родину;
  • охра­нять (что?) при­ро­ду.

Их грам­ма­ти­че­ской осо­бен­но­стью явля­ет­ся спо­соб­ность при­со­еди­нять суще­стви­тель­ные или место­име­ния в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га.

Иногда пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, если назы­ва­ют

1. часть от цело­го

  • выпить (чего?) ква­са (име­ет­ся в виду ста­кан ква­са);
  • поесть (чего?) моро­же­но­го (то есть пор­цию моро­же­но­го);

2. при гла­го­ле с отри­ца­ни­ем «не»

  • не встре­тить (чего?) поез­да;
  • не услы­шать (чего?) ново­стей;

3. при ука­за­нии боль­шо­го коли­че­ства

  • насо­би­рал (чего?) гри­бов;
  • нарва­ли (чего?) цве­тов.

Все осталь­ные гла­го­лы явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Действие, кото­рое они обо­зна­ча­ют, не пере­хо­дит на пред­мет или лицо. К ним мож­но зада­вать любые падеж­ные вопро­сы:

  • р. п. стою (у чего?) у реки;
  • д. п. раду­юсь (чему?) Рождеству;
  • в. п. спро­шу (у кого?) у мамы;
  • т. п. встре­тим­ся (с кем?) с дру­зья­ми;
  • п. п. рас­ска­жешь (о чём?) о путе­ше­ствии.

Отметим, что мно­гие суще­стви­тель­ные и место­име­ния при непе­ре­ход­ных гла­го­лах име­ют в сво­ей падеж­ной фор­ме пред­ло­ги, в том чис­ле и в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа. Значит, пред­лог у суще­стви­тель­но­го — это мар­кер непе­ре­ход­но­сти свя­зан­но­го с ним гла­го­ла. Непереходными явля­ют­ся так­же все воз­врат­ные гла­го­лы, так как в силу сво­их грам­ма­ти­че­ских осо­бен­но­стей они не могут пере­но­сить дей­ствие на объ­ект.

ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫНЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
вез­ти сан­ки бро­дить по лесу
уви­деть маль­чи­ка сто­ять на мосту
напи­сать пись­мо помо­гать маме
учу уро­ки руко­во­дить коман­дой

В ито­ге наших рас­суж­де­ний, сде­ла­ем вывод, что такое пере­ход­ность гла­го­ла в рус­ском язы­ке.

Переходность — это спо­соб­ность гла­го­ла пере­но­сить дей­ствие на лицо или пред­мет в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га.

Чтобы выяс­нить, пере­ход­ный гла­го­ла или непе­ре­ход­ный, пред­ла­га­ем сле­ду­ю­щий алго­ритм рас­суж­де­ний.

Образцы рассуждений

В соот­вет­ствии с ука­зан­ным алго­рит­мом опре­де­лим пере­ход­ность гла­го­ла в пред­ло­же­ни­ях.

Серый коте­нок лака­ет моло­ко из мисоч­ки.

Котенок (что дела­ет?) лака­ет.

1. Слово «лака­ет» — это гла­гол, так как обо­зна­ча­ет дей­ствие пред­ме­та.

2. Глагол «лака­ет» невоз­врат­ный (у него нет пост­фик­са -ся).

3. От него зави­сит сло­во «моло­ко»:

лака­ет (что?) моло­ко

4. Слово «моло­ко» име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Это пря­мое допол­не­ние.

5. Глагол «лака­ет» пере­ход­ный.

Дедушка пошел за водой к колод­цу.

Дедушка (что сде­лал?) пошёл.

Слово «пошёл» — это гла­гол.

2. Глагол «пошёл» невоз­врат­ный.

3. От него зави­сят суще­стви­тель­ные:

  • пошёл (за чем?) за водой (т. п.);
  • пошел (к чему?) к колод­цу (д. п.)

4. Зависимые сло­ва «за водой» и «к колод­цу» име­ют фор­му тво­ри­тель­но­го и датель­но­го паде­жа с пред­ло­га­ми. Это кос­вен­ные допол­не­ния.

5. Глагол «пошёл» непе­ре­ход­ный.

Слушая скрип­ку, мы попа­да­ем в чудес­ный мир музы­ки.

Мы (что дела­ем?) попа­да­ем.

1. Слово «попа­да­ем» — это гла­гол.

2. Глагол «попа­да­ем» невоз­врат­ный.

3. От него зави­сит суще­стви­тель­ное:

попа­да­ем (во что?) в мир.

4. Существительное «в мир» име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

5. Глагол «попа­да­ем» непе­ре­ход­ный.

урок «Переходные и непереходные глаголы»

Источник: https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/kak-opredelit-perehodnost-glagola.html

Переходные и непереходные глаголы в русском языке — что это? Примеры

В русском языке все глаголы делятся на переходные и непереходные.

Переходные глаголы — это глаголы, действие которых направлено на предмет. Они обозначают действие, переходящее на какой-то объект. При этом дополнение стоит в винительном падеже, без предлога.
Пример: купить — переходный глагол. Я купил (что?) подарок. Они купили (кого?) кошку.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например: жить, думать, рисовать, трудиться.

Подробнее о глаголах читайте в статье: Что такое глагол. Формы и виды, спряжение глаголов

Переходные глаголы способны управлять прямым дополнением. Дополнение — существительное или местоимение — чаще всего стоит в винительном падеже, без предлога.

Примеры переходных глаголов:

Победить (кого?) соперника
Нести (что?) кирпич
Видеть (кого?) сестру
Обнаружить (что?) ошибку

В отдельных случаях — с существительными и местоимениями в родительном падеже: выпил молока, налил водки, купил цветов.

Непереходные глаголы. Что такое непереходный глагол. Примеры

Непереходные глаголы — это все остальные глаголы русского языка. Их действие не направлено на предмет. Они могут обозначать движение, положение в пространстве, состояние.

Примеры непереходных глаголов:
стоять, гулять, прыгать, сомневаться, переживать

Непереходные глаголы не имеют при себе прямого дополнения, они не могут управлять формой винительного падежа существительного или местоимения.

Непереходные глаголы употребляются с существительными или местоимениями с предлогами и без предлогов в формах:

  1. Родительного падежа. Требовать (чего?) уважения. Проезжать (мимо чего?) мимо деревни.

  2. Дательного падежа. Рассказывать (кому?) друзьям. Служил (чему?) стране. Скучать (по чему?) по Родине. Подтолкнуть (к чему?) к размышлениям.

  3. Винительного падежа с предлогом. Не верила (во что?) в совпадения. Попасть (во что?) в яблочко. Войти (во что?) в комнату. Вдохновить (на что?) на свершения.

  4. Творительного падежа. Утомила (чем?) болтовней.Повеяло (чем?) ароматом. Дорожим (чем?) дружбой. Летит (над чем?) над лесом.

  5. Предложного падежа: Жить (в чем?) в квартире. Располагаться (на чем?) на холме. Плавать (в чем?) в бассейне.

Все возвратные глаголы являются непереходными. Если глагол оканчивается на -ся или -сь, то он относится к возвратным, и переходным быть не может. Например: Вскоре на одной стороне улицы из-за угольного дома показался молодой офицер (А.С. Пушкин).

Непереходные возвратные глаголы. Примеры:обидеться (на что?) на знакомоготревожиться (за кого?) за свою судьбуоскорбиться (чем?) подозрениями

сомневаться (в чем?) в ответе

Как отличить переходный глагол от непереходного?

Чтобы узнать, переходный или непереходный перед вами глагол?

  1. Возможно ли при нем дополнение? Если нет, это точно непереходный глагол.

  2. Определите падеж. Годится ли винительный падеж? Подходит ли к дополнению вопрос кого? что? Если нет, то

  3. Установите, есть ли предлог. Если предлог есть — это непереходный глагол.

Итак, если перед вами глагол с дополнением без предлога в винительном падеже (винить кого? что?) — это переходный глагол.

Источник: https://www.anews.com/p/110802328-perehodnye-i-neperehodnye-glagoly-v-russkom-yazyke-chto-ehto-primery/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
English House