Что входит в грамматику

Разделы грамматики русского языка

что входит в грамматику

Определение 1

Грамматика русского языка – это одна из научных дисциплин лингвистической русистики, которая занимается изучением грамматического строя русского языка.

Грамматика русского языка представляет собой совокупность двух её крупных разделов: морфологии и синтаксиса.

Морфология русского языка

Замечание 1

Морфология занимается изучением слова, его строения и морфологических признаков.

Морфология для русского языка имеет большое значение, потому что он характеризуется преимущественным выражением грамматического значения слова через его морфемы и образованием словоизменительной формы посредством изменения морфем.

Основной характеристикой слова в русском языке является его причисление к определенному грамматическому классу – части речи. У слов, которые принадлежат одной части речи, наблюдается общность грамматического значения, морфологических признаков и синтаксических функций.

В русском языке выделяют три типа части речи: самостоятельные, служебные и междометия.

Самостоятельными частями речи, которые обозначают явления окружающей действительности, являются:

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.
  • имя существительное, которое обозначает предмет или лицо (отвечает на вопросы «кто?», «что?»); оно может быть характеризировано по таким морфологическим категориям, как род (мужской, женский, средний), число (единственное, множественное), падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный);
  • имя прилагательное, которое выражает непроцессуальный признак предмета или лица (отвечает на вопрос «какой?»); оно может быть характеризировано по роду, числу, падежу, а также по степеням сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
  • имя числительное, которое обозначает количество (отвечает на вопросы «сколько?», «который?»); оно изменяется по падежу и роду;
  • глагол, который выражает действие, состояние, процесс (отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»); он может спрягаться по числу, роду, а также по виду (совершенный, несовершенный), наклонению (изъявительное, условное, повелительное), залогу (действительный, страдательный), времени (настоящее, прошедшее, будущее), лицу (первое, второе, третье);
  • наречие, которое обозначает непроцессуальный признак действия, предмета, качества, свойства (отвечает на вопросы «как?», «когда?», «где?» и др.); является неизменяемой частью речи;
  • местоимение, которое указывает на предмет/лицо; характеризуется так же, как и существительное, и отвечает на его вопросы.

Кроме рассмотренных частей речи некоторые ученые-лингвисты дополнительно выделяют еще две самостоятельные части речи: причастия (обладает признаками глагола и прилагательного) и деепричастия (обладает признаками глагола и наречия). Однако большинство считает их особой разновидностью глагола.

Служебные части речи указывают на отношения, существующие между явлениями окружающей действительности. К ним относятся:

  • предлог, который выражает отношения подчинения между частями предложения (чаще всего представленные существительными);
  • союз, который выражает связь между членами предложения и простыми предложениями;
  • частица, которая выражает синтаксические и модальные значения предложения, а также образует аналитические формы слова.

Междометия представляют собой особую группу слов, которыми передаются чувства говорящего (например, «Ох!», «Ай-яй-яй!» и др.).

Синтаксис русского языка

Замечание 2

Предметом изучения синтаксиса является сочетание отдельных слов в одном словосочетании или предложении. Главным правилом синтаксиса русского языка при сочетании слов является их согласование по одному грамматическому значению.

Основной языковой единицей синтаксиса является предложение, которое представляет собой осмысленно и интонационно законченное грамматическое объединение слов. Эти слова выступают в качестве членов предложения и выполняют в нем определенные синтаксические функции. Синтаксис русского языка различает главные и второстепенные члены предложения.

Главными членами предложения являются подлежащее, которое обозначает предмет или лицо, и сказуемое, которое обозначает действие или состояние предмета или лица.

К второстепенным членам предложения относятся дополнение (обозначает предмет или лицо, выступающее в качестве объекта действия), определение (также называется атрибутом, который выражает признак, свойство, качество предмета или лица) и обстоятельство (обозначает признак действия или признак другого признака).

В зависимости от наличия или отсутствия в предложении подлежащих и сказуемых выделяют простые и сложные предложения.

Простым считается предложение, в котором находятся одна грамматическая основа (подлежащие и сказуемое). Кроме того, простое предложение может быть распространенным, то есть включающим дополнения, определения и обстоятельства.

Замечание 3

В отличие от некоторых языков, где строение простого предложения является фиксированным («подлежащее-сказуемое-дополнение»), русский язык характеризуется вариативностью при построении простого предложения.

Простые предложения с первого взгляда могут показаться сложными из-за наличия выделенных запятыми причастных и деепричастных оборотов. Однако они в себе не имеют двух грамматических основ, поэтому предложение остается простым.

Предложения, составленные из двух и более простых предложений, являются сложными. Грамматические основы в них отделяются запятыми. Если эти основы равноправны между собой, то предложение считается сложносочиненным. В случае зависимости одной грамматической основы (придаточной) от другой (главной) предложение характеризуется как сложноподчиненное.

По своему характеру предложениям в русском языке могут быть повествовательными (описывают окружающую действительность), вопросительными (предъявляют к собеседнику требование о получении определенной информации) и побудительными (требуют совершения конкретных действий).

Источник: https://spravochnick.ru/yazykoznanie_i_filologiya/razdely_grammatiki_russkogo_yazyka/

Эволюция грамматики: время, вид и модальность в языках мира

что входит в грамматику

Джоан Байби, Ревир Перкинс, Уильям Пальюка

Эволюция грамматики:
время, вид и модальность в языках мира

Перевод Т. А. Майсака под ред. В. А. Плунгяна.

Выполнен в 2000 г. для заявки на перевод сборника статей по теории грамматикализации (впоследствии проект не был осуществлен).

Включает первую главу (не до конца) из книги:
Joan Bybee, Revere Perkins and William Pagliuca. The evolution of grammar: Tense, aspect and modality in the languages of the world. Chicago: University of Chicago Press, 1994. Pp. 1—22.

:Глава 1. Теоретические основы 1.1. Введение 1.2. Задачи настоящего исследования 1.3. Грамматикализация 1.4. Несколько гипотез к построению теории грамматикализации1.4.1. Роль источника грамматикализации (Source determination) 1.4.2. Однонаправленность (Unidirectionality) 1.4.3. Универсальные пути развития 1.4.4. Сохранение более старого значения 1.4.5. Следствия сохранения более старого значения 1.4.6. Семантическая редукция и фонологическая редукция1.4.7. Сосуществование слоев (layering)

1.1. Введение

Задача лингвистики, если ее понимать наиболее широко, сводится к выявлению сходств и различий естественных языков; в задачу лингвистики входит также построение и проверка теорий, объясняющих эти сходства и различия. Существует много способов решения этой задачи — поскольку очень многое нуждается в объяснении.

Особенностью подхода, принятого в настоящей работе, является то, что в центре нашего внимания оказывается субстанция языковых категорий, исследуемая на материале типологически представительной базы данных. Этот подход следует трем принципам, изложенным в известных работах Джозефа Гринберга (см. Greenberg 1963, 1966 и др.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Частый вопрос: Как произносить число в степени на английском?

): исследование максимально типологично (используется материал 76 языков из генетически сбалансированной вероятностной выборки); объектом исследования является семантическая субстанция грамматических категорий и фонологическая субстанция их плана выражения; наконец, в теоретическом отношении исследование ориентировано преимущественно на диахронический аспект, поскольку для объяснения сходств и различий между языками во внимание принимается происхождение и пути развития языковых элементов.

Мы не разделяем структуралистского положения о том, что каждый язык представляет собой строго упорядоченную систему, элементы которой определяются через те оппозиции, в которые они входят, а объектом исследования должна быть та внутренняя система, которую, как предполагается, эти элементы образуют. Представляется более целесообразным рассматривать языки как состоящие из субстанции — соответственно, семантической и фонетической.

Структура или система, традиционно основной предмет лингвистических исследований, скорее создается этой субстанцией, чем создает ее. Субстанция по своей природе является универсальной, но разные языки отличаются друг от друга тем, как они организуют эту субстанцию — ведь субстанция постоянно изменяется в процессе использования языка людьми.

Результатом такой непрерывной эволюции является, в частности, то, что как в разных языках, так и внутри одного и того же языка естественно ожидать существование грамматических элементов, находящихся на разных стадиях развития.

Таким образом, мы склонны рассматривать внутриязыковые системы, сколь бы строго упорядоченными они ни были, как эпифеноменальные, а ключи к пониманию скрытой логики грамматики следует искать, по нашему мнению, в многочисленных несистемных особенностях плана выражения и плана содержания и в динамике их совместной эволюции.

Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы исследовать субстанцию языковых элементов и изменения, в ходе которых эти элементы возникают. Субстанциональный подход не является особенностью именно данного исследования — напротив, он свойствен уже довольно большому числу работ, в которых такие языковые категории, как «подлежащее», «топик», «пассив», «каузатив», «глагол», «имя», «вид», «время» и т.п.

, рассматриваются как универсальные сущности, обладающие набором конкретно-языковых манифестаций (ср. работы таких лингвистов, как Т. Гивон, П. Хоппер и С. Томпсон, Б. Комри и др.).

В качестве непосредственных предшественников настоящего исследования можно назвать работы Friedrich 1974 и Comrie 1976, в которых показано, что глагольные категории — и, в частности, вид, всегда считавшийся наиболее трудным для анализа — могут с большим успехом изучаться типологически, и что определенные семантические свойства могут независимо возникать у глагольных категорий сколь угодно далеких друг от друга языков.

Эта идея была в дальнейшем развита в монографиях Bybee 1985 и Dahl 1985: в обоих исследованиях использовались существенно более представительные выборки языков и были получены весьма сходные результаты, в частности, было показано, что существуют такие типы значений, которые имеют тенденцию выражаться грамматическими средствами во многих генетически и ареально не связанных языках. Кроме того, в указанных работах были выявлены определенные корреляции между значениями грамматических морфем и аффиксальным vs. аналитическим способом их выражения. В настоящем исследовании использованы результаты, полученные в этих двух работах, но оно в целом гораздо масштабней — как в отношении охвата материала (поскольку увеличено число языков и расширен состав категорий), так и в том, что касается степени детальности анализа каждой языковой формы и каждого языка.

1.2. Задачи настоящего исследования

Основным объектом нашего исследования является множество языковых единиц, которые могут быть выделены по достаточно формальным критериям — это грамматические морфемы, относящиеся к глаголам.

В отличие от больших открытых лексических классов имен и глаголов, грамматические морфемы образуют закрытые классы, причем их отнесение к данному классу определяется индивидуальными особенностями их грамматического поведения, такими как линейное расположение, сочетаемостные ограничения и прочие особенности взаимодействия с другими языковыми единицами.

С формальной точки зрения, грамматические показатели могут представлять собой аффиксы, чередования в основе, редупликации, служебные слова (auxiliaries), неизменяемые частицы или комплексные конструкции типа англ. be going to ‘собираться [сделать что-л.]’. Для обозначения всех этих единиц мы используем единый термин «грамматическая морфема» (grammatical morpheme), или, в более удобной сокращенной форме, «грам» (gram)[1].

В нашем исследовании рассматриваются лишь те грамы, которые имеют фиксированную позицию относительно глагола. Таким образом, взяв в качестве объекта множество формально определенных языковых единиц, мы ставим задачу определить, имеются ли в языках мира какие-либо общие свойства или правила, касающиеся содержательной стороны данных единиц.

Мы рассматриваем наиболее подробно те семантические зоны (semantic domains), которые содержат значения, наиболее часто морфологически маркируемые в глаголе — время, вид и модальность.

Не рассматривая эти зоны как цельные структуры и не стремясь изучать противопоставления внутри них, мы принимаем диахронический подход к их описанию и в первую очередь исследуем те пути, по которым проходит семантическая субстанция этих зон, трансформируясь в грамматические значения.

Названия глав книги отражают основные пути диахронического развития, выделенные в работе Bybee and Dahl 1989: перфект (anterior), перфектив и близкие к ним значения (глава 3); прогрессив, имперфектив, настоящее время и близкие к ним значения (глава 5); будущее время (глава 7).

Только в названии главы 6 фигурируют языковые категории (наклонение и модальность), однако и здесь целью являлось установление основных путей развития и механизмов семантических изменений. Как было показано в работе Bybee 1985, функции, объединяемые под ярлыком «накло­не­ние», представляют собой скорее диахронические цепочки переходов, чем реальные синхронные единства.

Источник: http://lingvarium.org/maisak/trans/Bybee_et_al_1994-ch1-rus.htm

Тройка самых сложных явлений в английском языке

что входит в грамматику

Английская грамматика для русских — «дремучий лес», барьер в усвоении языка, помеха в общении, причина бросить изучение и убедить себя, что «не дано и не надо». Для ответственного педагога обучить грамматике — вызов: Как подать так, чтобы шло как по маслу? Как не томить ученика зубрёжкой и перейти к общению?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли за 9 месяцев подготовиться к ЕГЭ по английскому?

Как легко учить лексику иностранного языка

Беспроигрышный способ научить грамматике — выполнение упражнений на выработку «привычки» к языковым формулам методом «от простого к сложному», а затем выход в коммуникацию. На этом принципе строятся ориентированные на универсальную аудиторию курсы, например, семиуровневый Round up Longman или четырёхступенчатый Grammarway Express Publishing. Обычно эти учебники сочетают с коммуникативным пособием, в котором грамматике уделяется меньше внимания.

Но даже если курс призван учить и научить, обилие таблиц, правил, да ещё и на неродном языке заставляет учеников бояться уйти дальше Present Simple. К тому же пособия носителей языка не рассказывают о природе отсутствующих в русском языковых явлений. Попробуем разобраться в зыбких местах английской грамматики — там, где нет опоры на родной язык.

Артикли

Артикли — определители существительных в английском языке. A (an) называют неопределённым артиклем, а the — определённым, отсутствие артикля — нулевым артиклем, чьё отсутствие так же значимо, как и присутствие.

Значение a (an) можно выразить словами «один, один из, какой-то, какой-нибудь, некий, всякий, любой». Он не выделяет предмет из множества: так, a book вызывает представление о книге вообще, о печатном произведении, а не о конкретной книге.

Значение the передаётся словами «этот, эти, тот, те». Он указывает на индивидуально-определённое лицо, предмет, выделяет его из множества. Так, the book вызывает представление о конкретной книге, известной собеседнику, уже упомянутой или чем-то отличной от других.

об употреблении артиклей с замечательного -канала «Английский как по нотам»

Почему сложно?

Перечни правил систематизируют знания, но не развивают языковое чутьё и интуицию. В итоге мы либо становимся заложниками норм, когда пытаемся верно употребить артикли, либо забываем их, так как автоматически переводим с русского языка, где артиклей нет.

Краткая история искусственных языков

С. Г. Тер-Минасова в книге «Язык и межкультурная коммуникация» называет параметры, по которым носитель английского языка категорирует мир: «один из многих» (людей или предметов), «тот, о котором шла речь», «тот самый», «тот, о котором я знаю», определённым видением мира, важным для менталитета: «Категория артикля подчеркивает центральное место индивидуума в культуре и идеологии Запада, сосредоточенных на удовлетворении потребностей и развитии потенций отдельного человека».

Разницей видения Тер-Минасова объясняет трудности русских в усвоении категории артикля, неразделимой с английским языком. В русском языке тоже есть категория, которая сложно усваивается англоговорящими — это категория рода, которая свидетельствует об эмоциональном отношении к природе, олицетворении мира путём наделения предметов мужскими, женскими и нейтральными свойствами. Тер-Минасова приводит в пример драму русской песни о рябине, которой нельзя «к дубу перебраться».

Для англичанина важно только, одна ли это из многих рябин (а) или та самая рябина, о которой шла речь (the)? Эти вопросы ничего не значат для русского ума, который сострадает бедной женщине-рябине и мужчине-дубу.

Английские артикли стоит рассматривать как ступени мыслительно-познавательного процесса: от нулевого артикля через неопределенный к определенному.

Нулевой артикль указывает на абстракцию, начальную ступень, отправную точку процесса познания, неопределённый артикль — на промежуточную ступень — классификацию предмета, а определённый артикль — на определённость предмета в сознании. Результат — представление о предмете: обобщённое (отвлечённое), классифицированное и индивидуализированное.

Посмотрите сами:

Life isn’t in movies. — Жизнь — это не как в кино. (Существительное life используется в обобщённом, абстрактном значении, входит в противопоставление «жизнь-выдумка»)
She had a hard life. — У неё была сложная жизнь.

(Имеется в виду жизнь человека, образ жизни, жизненный уклад, а не глобальное понятие жизни)
This is the life I’m enjoying. — Это именно та жизнь, которой я наслаждаюсь.

(Под значением life здесь подразумевается уже не жизнь как состояние и не жизнь как отмеренное человеку время, а краткий отрезок времени или состояние человека)

Подобное когнитивное представление об английском артикле делает нас ближе к пониманию его природы и механизма использования носителями.

Времена

Источник: https://newtonew.com/lifehack/top-3-hard-things

Перечень грамматики для N5

Опубликовал admin — Февраль 2nd, 2012

Расскажи друзьям. Помоги сделать сайт популярней.

Ниже приведен примерный перечень тем по грамматике, которые необходимо освоить, чтобы сдать начальный уровень экзамена по японскому языку Норёку Сикэн N5 (приблизительно тот же уровень что и старый 4 кю). На этот список можно также ориентироваться любому начинающему изучать японский язык с нуля.

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ПРОЧТЕНИЮ ВВОДНЫЕ ТЕМЫ (не входят в сам перечень, но прочтение их поможет понять базовую структуру грамматики японского языка в целом):

И наконец, непосредственно темы перечня:

2. Связки (именное сказуемое)

  • утверждение отрицание
    настоящее ですだ ではありませんではない
    прошедшее でしただった ではありませんでしたではなかった
  • срединная форма связки で
  • форма предположения でしょう
  • Простое предложение はです。

3. Местоимение

а) «что?» なに/なんб) «кто?» だれ/どなた

в) «когда?» いつ

г) «сколько?»  いくつ (возраст, количество),  いくら,  どのぐらい/どれぐらい(см. также: Вопросительные и неопределенные числительные.)
д) «какой, который? «どの,  どんな, どれ
е) «где?»  どこ、どちら
ж) «как? どう/いかが

5. Полупредикативные прилагательные

  • Наречная форма .に+глагол
  • Определительная форма な+существительное
  • Формы от связки:  Срединная форма で,
    утверждение отрицание
    настоящее ですだ ではありませんではない
    прошедшее でした.だった ではありませんでしたではなかった

6. Предложения с глаголами бытия ある/いる

  • (место)にが (число) ある/いる
  • は(место)にある/いる

8.  Числительное

  • Цифры, счет с 1 до 10000: Цифры в японском языке
  • Китайские числительные
  • Японские числительные
  • Счетные суффиксы
  • Счетные суффиксы 本, 冊, 人, 枚, 匹, 羽, 台, 足
  • Числа месяца
  • Неделя. Дни недели
  • Часы, минуты, 時, как сказать время

9. Наречия

  • もう, まだ с отрицанием и утверждением
  • あまりない «не слишком»

13. Субстантиваторы

  • Субстантиватор の с предикативными и именными прилагательными (なの)

15. Суффиксы

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: http://krakozyabr.ru/2012/02/perechen-grammatiki-dlya-n5/

Грамматика английского языка по уровням

Грамматика английского языка, представленная на сайте EnglishInn.ru, включает в себя три уровня.
I уровень (beginner) – для начинающих изучать английский язык;
II уровень (intermediate) – для продолжающих изучение;
III уровень (advanced) – для совершенствующихся.

Ниже вы найдете разделы грамматики, рекомендованные для изучения на каждом уровне: beginner — intermediate — advanced. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет материться на английском?

Каждый раздел включает в себя теоретический материал и практические упражнения по разным разделам английской грамматики. Некоторые разделы пока находятся в разработке. Узнать больше про изучение английского языка по уровням.

ВСЕ разделы английской грамматики находятся справа в БОКОВОМ МЕНЮ.

Грамматика английского языка для начинающих (beginner — уровень базовый )

Данный раздел предполагает изучение следующих тем по грамматике английского языка:

Каждый раздел грамматики уровня beginner (для начинающих) содержит базовый теоретический материал и упражнения для отработки. Начинающим изучать английский язык рекомендуется приобрести пособие «Английская грамматика просто о сложном», в котором изложены основы английской грамматики. Подробнее о книге «Английская грамматика. Просто о сложном».

Грамматика английского языка для продолжающих (intermediate — уровень средний)

  1. Имя существительное:
  2. Имя прилагательное:
  3. Местоимение:
  4. Числительное
    1. Способы чтения дат и цифр
  5. Указатели количества в английском языке:
  6. Неличные формы глагола
    1. Причастие (Participle)
    2. Герундий (Gerund)
    3. Инфинитив (Infinitive)
  7. Наречие:
    1. Степени сравнения наречий (уровень II)
  8. Конструкции английского языка:
  9. Глагол:
  10. Модальные глаголы:
  11. Времена английского глагола:
    1. Сравнение времен Present Simple и Present Continuous (уровни 2,3)

    Источник: http://englishinn.ru/grammatika-angliyskogo-yazyika-po-urovnyam

    Что входит в грамматику. Что изучает грамматика? Предмет грамматики и типы грамматических описаний

    Центральными частями грамматики в этом значении традиционно являются учение о частях речи и их грамматических категориях , а также учение об общих правилах сочетания слов в более протяжённые единства (словосочетания, предложения) и о структуре этих речевых единств — синтаксисе .

    Разделы грамматики синтетических языков

    Грамматика синтетических языков включает морфемику как науку о правилах построения слов из морфем и синтаксис как науку о правилах построения высказываний из слов, а также промежуточную между морфологией и синтаксисом сферу морфосинтаксиса , изучающего поведение клитик, служебных слов, компонентов аналитических форм).

    Границы между грамматикой и другими лингвистическими дисциплинами

    Семантика , лексикология и фонетика , как правило, не включаются в грамматику (и противопоставляются ей). Однако в некоторых концепциях грамматики её сфера понимается расширенно — грамматика «абсорбирует» соответствующие предметные области этих научных дисциплин.

    В неё включаются грамматическая семантика , морфонология (включающая сегментную морфонологию, акцентологию и интонологию, то есть науку об интонации) и дериватологию (науку о словообразовании), лежащие на грани грамматики и, соответственно, семантики, фонетики и лексикологии.

    Связь грамматики с другими дисциплинами

    Однако и понимаемая более узко, грамматика тесно связана с лексикологией (поскольку изучает грамматические свойства слов; см. грамматические словари), а также с такими разделами языкознания, как:

    • орфоэпия (и, шире, фонетика), так как исследует звуковые средства выражения значений и произношение грамматических форм,
    • орфография , поскольку охватывает их правописание ,
    • стилистика , так как описывает стилевые закономерности употребления грамматических форм в разных жанрах речи (см. грамматическая стилистика).

    В составе грамматики выделяется несколько направлений грамматических исследований.

    Формальная и функциональная грамматика

    «Формальная» (см. Формальное направление в грамматике) (в других терминах, поверхностная) грамматика разрабатывает учение о грамматических средствах (грамматических показателях и их формальных типах — грамматических способах) — поверхностная грамматика.

    Функциональная грамматика (или, в других терминах, глубинная грамматика) разрабатывает учение о грамматических значениях и тем самым составляет зону пересечения грамматики и семантики (грамматическую семантику).

    Универсальная и частная грамматика

    Универсальная грамматика разрабатывает понятия, с помощью которых можно описывать грамматический строй разных языков мира), а частная грамматика изучает грамматический строй отдельных языков, а также их групп и семей.

    Синхронная и историческая грамматика

    Синхронная грамматика описывает один язык на некотором этапе его существования. В XIX в., а отчасти и позднее, такую грамматику обычно называли описательной, а в XX в. стали называть «синхронной» или «синхронической»).

    Историческая грамматика (в других терминах, диахроническая или диахронная) грамматика сравнивает разные исторические этапы развития этого языка, выявляя исторические изменения и сдвиги в системе грамматических форм и конструкций). Разновидность последней — сравнительно-историческая грамматика (в других терминах, сравнительная грамматика) грамматика, исследующая происхождение целой группы или семьи родственных языков-потомков из одного источника — праязыка.

    Истоки грамматики как науки

    • Современные методы грамматики берут своё начало в индийской языковедческой традиции (в трудах Панини середины 1-го тысячелетия до н. э.).
    • Система понятий и категорий современной грамматики, вплоть до терминологии (название частей речи, падежей и т. д.), восходит к античной языковедческой традиции (греки — Аристотель , стоики , александрийская школа ; римляне — Варрон (116-27 до н. э.).
    • В средние века — одно из семи свободных искусств . Будучи одновременно описательной и нормативной, она включает изучение текстов классиков и определённое представление о языке; язык, отождествляемый с латынью , предстает как потенциально вечная форма, напрямую связанная с механизмами мысли.

      До конца XII века при обучении пользовались позднелатинскими учебниками Доната и Присциана , и лишь затем появляются первые оригинальные грамматики (Doctrinales Александра из Вильдье и Grecismus Эберхарда Бетюнского).

    • Европейские филологи Возрождения и эпохи Просвещения перенесли в грамматики новых языков понятия и категории латинской грамматики (напр., в первых церковно-славянских грамматиках — 1591, 1596).

    • В XVII-XVIII вв. значительно возрастает интерес к логико-философским основам теории грамматики (проблема «универсальной» или «всеобщей» грамматики.).
    • Развитие типологических исследований и создание первых морфологических классификаций языков мира (начало XIX в.) дали толчок к созданию дифференцированных понятийных систем для описания языков разного строя; систематическая работа в этом направлении была начата Х.

      Штейнталем и продолжена младограмматиками.

    • В описательные грамматики конкретных языков идея «эмансипации» грамматики новых языков от латинско-греческой грамматической традиции проникла по существу только в начале XX в. В частности, в русской грамматике была использована система грамматических понятий, разработанная Ф. Ф. Фортунатовым .
    • Основные линии развития грамматики в XX в.

      касались не столько методики описания конкретных языков (хотя и этой стороне уделялось достаточное внимание, например, в рамках дескриптивной лингвистики), сколько проблемам теории грамматики.

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907.
    • Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. — М., 1947;

    Источник: https://centerkik.ru/dizajjn-vannojj-komnaty/chto-vhodit-v-grammatiku-chto-izuchaet-grammatika-predmet-grammatiki-i-tipy.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
English House