Как определить лицо глагола

2 ое лицо единственное число глагола. Уроки русского: как определить лицо у глагола

как определить лицо глагола

Письменная речь всегда вызывала и будет вызывать намного больше затруднений, чем устная, потому что русский язык содержит очень мало слов, одинаковых при письме и говорении. Одна из проблем письменной речи, часто встающая перед школьниками и студентами, – как определить лицо глагола. Для того чтобы сделать это быстро и правильно, существует немало рекомендаций и примеров.

Решая проблему, что такое лицо глагола, важно учитывать, что эта грамматическая категория относится к числу его непостоянных признаков. Она позволяет определить, кто осуществляет действие и каково число участников речи.

Лицо и число являются изменяемыми грамматическими категориями, служащими для образования форм слова.

Умение определять этот признак необходимо для проведения , в котором обязательно точное знание постоянных и непостоянных признаков данной части речи.

А также оно может понадобиться для орфографически правильного записывания текста.

Лица глаголов указывают на того, кто совершает действие. Однако не во всех случаях можно определить соотнесенность действия с участником речи. Поэтому эта категория присуща не всем словам данной части речи.

Свойственна она следующим формам:

  • повелительное наклонение;
  • изъявительное наклонение будущего времени;
  • изъявительное наклонение настоящего времени.

Ни в каких других случаях (прошедшее время, инфинитив) существование данной категории невозможно – она отсутствует.

Таблица лиц глагола в русском языке

У глагола в русском языке обозначено три разновидности лица, они могут определяться как в единственном, так и во множественном числах. Каждое сочетание этих двух признаков имеет свое значение.

Разобраться в этих значениях поможет таблица:

Ед. ч. Мн. ч.
1-е л. Непосредственная соотнесенность названного действия с говорящим (субъектом речи):я найду клад; я читаю роман. Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая говорящего:мы дышим воздухом; мы читаем роман.
2-е л. Соотнесенность названного действия к собеседнику:ты найдешь клад; ты купишь конфет. Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая собеседника:вы рассказываете; вы купите пирожных.
3-е л. Соотнесенность названного действия с объектом (существом/предметом), не участвующим в речи:он найдет клад; она идет в школу. Соотнесенность действия с группой лиц или предметов, не участвующих в речи:они идут в театр; они получат приз.

Важно! У 3 л. единственного числа объект может быть выражен тремя вариантами дополнительного значения: объект мужского рода (он), женского рода (она) и среднего рода (оно).

Как узнать лицо?

Определение лица глаголов настоящего и будущего времени становится простой задачей, если следовать несложным рекомендациям. Лучше всего эти советы запомнить.

Данный признак можно определить по вопросу:

  • Что делаю/что сделаю? (рисую/нарисую) Что делаем/что сделаем? (рисуем/нарисуем) – говорит о принадлежности слова к 1 л.;
  • Что делаешь/что сделаешь? (рисуешь/нарисуешь) Что делаете/что сделаете? (рисуете/нарисуете) – на такие вопросы отвечают глаголы 2 лица единственного числа;
  • Что делает/что сделает? (рисует/нарисует) – вопросы 3 л. единственного числа. У 3 лица множественного числа вопросы что делают/что сделают? (рисуют/нарисуют).

Простейший способ – подстановка личных местоимений. Местоимения подбираются подходящие по смыслу, их список надо выучить наизусть:

  • 1л.: если к действиям подходят местоимения я, мы (я лежу, мы лежим);
  • 2 л.: если подходят ты, вы (ты лежишь, вы лежите);
  • 3 л.: если подходят он, он, оно, они (он лежит, они лежат).

Формальные признаки – личные окончания слов:

Такую табличку лучше начертить на отдельном листе как шаблон. Подобрать свои примеры, по которым информация об окончаниях хорошо запомнится, и пользоваться ею при выполнении задания.

  1. Важно запомнить, что лицо у слова, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, определять не требуется. То же самое относится к инфинитиву – .
  2. Применять все способы лучше до тех пор, пока определение грамматической категории не станет простой задачей. Затем можно выбрать один понравившийся метод. При возникновении затруднений проверять себя следует по хорошо всем знакомым способам определения лица глагола в настоящем и будущем времени.

Объяснить явление можно следующим образом: лица единственного числа и множественного всех форм совпадают.Например: кушал (ед.ч.) – так можно сказать в отношение всех трех форм: я кушал, ты кушал, он кушал. Точно так же обстоит дело со множественным числом. Так, форма 3 л. множественного числа совпадает с формами 1 л. и 2 л. в том же числе: они кушали – мы кушали, вы кушали.

Поэтому в морфологическом анализе у глагола, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, это значение опускается.

Перед тем как определить лицо глагола, придется повторить рекомендации и воспользоваться специальным
алгоритмом.

Последовательность действий будет следующей:

  1. Выписать слово для выполнения задания.
  2. Определить его время. Настоящее или будущее – проводим дальнейший анализ.
  3. Подобрать местоимение, которое подходит по смыслу. Узнать или вспомнить его личную принадлежность – эти категории у слов обеих частей речи совпадают. Например, если к слову приходи подходит ты (местоимение 2 л. единственного числа) – то у глагола приходи будет тоже 2 л.
  4. Задать вопрос, при его помощи установить значение данной категории.
  5. Выделить окончание – формальный признак. Кстати, этот способ является самым надежным. По таблице окончаний глаголов можно определить личную принадлежность.

Определение лица возвратного глагола

Показателями возвратного глагола являются постфиксы (суффиксы в позиции после окончания) –ся и –сь. Например: купаться, смеяться, учиться, надеялась, понизилось, собрался, выбрались.

Важно!Рядом со словами этой формы никогда не могут стоять существительные и местоимения в винительном падеже.

Для того чтобы установить участника действия, обозначаемого словом в данной форме, нужно выполнить следующее:

  1. Выписать его вместе с примыкающим к нему или существительным.
  2. Подставить к существительному местоимение и/или по нему установить значение грамматической категории.

Например, прощаются, купаются, смеются – глаголы 3 л., т. к. к ним можно подставить «они» (3 л.); прощаешься, купаешься, смеешься – 2 лица единственного числа, т. к. к ним подходит местоимение «ты».

Источник: https://cvetynvrsk.ru/sad/2-oe-lico-edinstvennoe-chislo-glagola-uroki-russkogo-kak-opredelit-lico-u.html

Лица глаголов в русском языке

как определить лицо глагола

Среди морфологических характеристик глагола важной является изменяемость по:

  • лицам
  • числам
  • временам
  • родам
  • наклонениям
  • залогам
  • состоянию (возвратность)

Крошечная морфема одного слова вмещает основную информацию для общающихся сторон: кто и о ком рассказывает, когда происходит действие, кто его совершает.

Например: причесываю активное реальное действие одного человека, который сам говорит о себе (от 1 лица), совершается в настоящее время и направлено рассказчиком на сторонний объект. Из перечисленных признаков мы не смогли определить только род. Важно! Все категории глаголов неразрывно связаны и зависят друг от друга. Рассматривать их нужно в комплексе. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

Спрягают глаголы, опираясь на таблицу (табл.1) личных местоимений.

Таблица 1. Личные местоимения

Последовательно сопоставляют глаголы со всеми личными местоимениями, соответственно изменяя окончания.

  • я работаю, мы работаем
  • ты работаешь, вы работаете
  • он (она, оно) работает, они работают

ЛМ указывают на:

  • автора высказывания – я считаю, мы исследовали
  • адресата – ты узнаешь, вы рассматриваете
  • или объект повествования – он прошел, она настраивает, оно остановится, они проектируют (табл.1)

ЛМ пользуются, чтобы быстро и безошибочно определить лицо и число глагола. Для этого нужно подобрать к тестируемому слову подходящий по смыслу указатель:

  • защищают (они) – 3 лицо, множественное число
  • приходишь (ты) – 2 лицо, единственное число
  • забываем (мы) – 1 лицо, множественное число

Зачем нужно обращать внимание на лицо глагола?

Умение контролировать лица и числа глаголов поможет:

  1. Выполнить задание экзаменатора – записать текст от второго/третьего лица. Например:
    • я увижу его и испугаюсь (от 1-го лица)
    • ты увидишь его и испугаешься (от 2-го лица)
    • он увидит его и испугается (от 3-го лица)
  2. Соблюсти правописание морфем:
    • в конце глагол 2 л., ед. ч. пишется “Ь” – читаешь, пишешь
    • в конце глагол 3 л. “Ь” не пишется – кусается, стараются

Важно! Нужно отличать форму 3 л. от неопределенной формы (н/ф). Проверьте: “твердый вопрос – твердый ответ, мягкий вопрос – мягкий ответ” (что делает? кусается – 3 лицо; что делать? кусаться – н/ф). Еще три причины изучить категорию времени глагола:

  1. От того, каким лицом (1-ым.

    2-ым, 3-им) ведется рассказ, зависит динамичность, стилистическая окраска, убедительность речи.

  2. Единообразное изложение (повествование от первого или от третьего лица) делает текст грамотнее, логичнее, понятнее – это учитывается на экзаменах.
  3. Правописание окончаний зависит от спряжения, вида, лица, числа глагол и требует знания соответствующего алгоритма (об этом поговорим ниже).

Таблица 2.

Правописание личных окончаний глаголов (изъявительное наклонение)

Как категория лица связана с другими характеристиками глагола?

Если понаблюдаем за глагол повнимательнее, то обнаружим, что лицо можно определить не всегда. Стоит учитывать его время, наклонение, семантику (общее значение группы слов).

Лицо и время

Глагол используются в настоящем, прошедшем и будущем времени. В настоящем и будущем действующее лицо легко угадывается:

  • готовлю, приготовлю – я (1 л.)
  • чинишь, починишь – ты (2 л.)
  • ломает, сломает – он (3 л.)

А в прошедшем – нет:

  • гостил – я? ты? он?
  • приезжали – мы? вы? они? – годится все, для уточнения нужен контекст.

Зато в этой форме проявляется род: говорил (м. р.) – говорила (ж. р.) – говорило (с. р.)

Лицо и наклонение

Вспомним, наклонений глагола три:

  • изъявительное (“обычные” глаголы) – задумал, полечу, прокатились;
  • условное (о том, чего не было, но могло бы быть) – поел бы, написал бы;
  • повелительное (побуждающее к действию) – принеси, побудь, добавь-ка.

Об изъявительном мы уже говорили.

А что с двумя другими? Условное наклонение формируется только из глагола прошедшего времени. Нельзя сказать “я читаю бы” / “я почитаю бы”. Можно – “я (ты,он) почитал бы”. А в прошедшем времени, мы знаем, лицо глагола не дает о себе знать.

Повелительное наклонение проявляет личную принадлежность по-своему:

  • обращение ко 2-му лицу выражено явно и четко (с помощью суффиксов -и, -те, нулевого) – поешь, заходи, бей (ты), выпишите, заполните (вы);
  • используется “размытая” форма совместного действия (приглашение) – споемте, соберемтесь-ка, пойдемте;
  • для 3-го лица характерны составные формы – пусть войдет (он), пускай навестят (они).

Личные и безличные глаголы

В нашем языке множество глаголов, описывающих состояния, явления, процессы. Определить их лицо невозможно. Они так и называются – безличные:

  • холодало, задождило
  • не спится, взгрустнулось

Иногда обычные глаголы употребляются в значении безличных. Сравните: краска пахнет (3 л.) – краской пахнет (безличный)

Правописание личных окончаний глаголов

В учебниках, да и в интернете, найдется немало таблиц, где кропотливо собраны и классифицированы личные окончания глагола. Например, такая (табл.2). Здесь приведены наблюдения за изменением этой подвижной части речи по лицам и числам. Таблица лишь иллюстрирует, как ловко приспосабливается глагол к нуждам нашего языка.

Обычно не возникает проблем с выбором личного окончания . Ведь никто не скажет “мы ужинаете” или “она танцую”.Самые коварные ловушки связаны с типом спряжения глагола. Касаются они только безударных позиций (с ударными случаями вопросов не возникает).

Важно! Именно тип спряжения определяет, какая гласная пишется в  конце слова в безударной позиции.

Выбираем гласную для безударного окончания глагола в 3 шага

Иногда бедных школьников заставляют учить таблицу наизусть, чтобы не путать е-и, у-а, ю-я при спряжении глагола: он колышт, они сушт, вы тащте??? Но надежнее – научиться пользоваться алгоритмом “Три шага”, который всегда приводит к нужному результату. Проверим: Какую гласную вставить: мы надевам (1 л., мн. ч.); ты построшь (2 л., ед. ч.

)?

  1. Определяем вид (совершенный /что сделать? или несовершенный /что делать?). Задаем вопрос к глаголу:
    • что делаем? надевам – несовершенный вид;
    • что сделаешь? построшь – совершенный вид.
  2. Ставим глагол в н/ф, сохраняя вид, не теряя приставок (это важно):
    • что делать? надевать;
    • что сделать? построить.
  3. Определяем тип спряжения и гласную в безударном окончании (табл.3):
    • надевать – не на -ить, не искл. – 1 спряжение, в конце : надеваем;
    • построить – на -ить, не искл. – 2 спряжение, в конце: построишь.

Таблица 3. Типы спряжения (начинать со второго спр.)

1 спряжение:
  • все остальные глаголы
  • 2 на -ить (брить, стелить)
  • зиждиться

В  ⃞ – е, у, ю

2 спряжение:

  • все глаголы на -ить
  • 7 на -еть (смотреть,видеть

обидеть,ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть)

  • 4 на -ать (слышать,дышать,гнать, держать)

В  ⃞ – и, а, я

Правильность выбора можно проверить по таблице 2.

Как избежать лишней работы?

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/lica-glagolov.html

Морфологический разбор Глагола

как определить лицо глагола

При характеристике глагола следует указать следующие основные морфологические признаки глагола.

Непостоянные:

  • наклонение;
  • время, лицо, род (у глаголов в изъявит. накл.);
  • число.

Признак возвратности глагола

Постфикс -ся/сь обозначает возвратность глагола, то есть субъекта действия с его объектом, активного лица с пассивным. Например, “Я одеваюсь” можно расшифровать как “Я одеваю себя”. При этом “Я одеваю сына” является невозвратной формой этого глагола. У этого признака есть два состояния, глагол может быть возвратным или невозвратным.

Признак переходности глагола

Значение переходности глагола связано с наличием объекта действия или же его отсутствия. Например, “набрать ягод” является примером использования переходного глагола, тогда как “Ребенок уже разговаривает” — непереходного. Переходность является более общим признаком, нежели возвратность, и включает её в себя.

Вид глагола

При морфологическом разборе глагола вид обозначает его совершенность или несовершенность. Семантически, вид описывает завершенность действия, его итог, окончание или продолжение процесса. Например, “делать” это несовершенная форма глагола, “сделать” — совершенная. Обычно вид обозначается через приставку с-.

У глаголов совершенного вида есть два времени, прошедшее и будущее простое, “Я сделал”, “Я сделаю”. У глаголов несовершенного вида есть три возможных времени, прошедшее, настоящее и будущее сложное, “Я делал”, “Я делаю”, “Я буду делать”. Глаголы совершенного вида применяются, если процесс закончен и/или у процесса есть готовый результат.

Глаголы несовершенного вида используются, если нужно описать длительные или повторяющиеся процессы. 

Наклонение

Наклонение глагола выражает соотношение действия с реальностью. Бывает в основном изъявительным, условным и повелительным. Изъявительное наклонение используется при описании реального положения дел независимо от времени (“Я делал, делаю и буду делать”).

Условное наклонение выражает возможность действия, если будут выполнены определенные предпосылки или условия (“Я бы написал тебе, если будет время”). Повелительное наклонение выражает побуждение адресата к действию через приказ, совет или просьбу (“Сделай это сразу”).

Также иногда выделяют желательное, позволительное, предлагательное и намерительное наклонения, но не все они четко выражены в русском языке грамматическими методами.  

Спряжение

Спряжение глагола это манера его изменения по числам, лицам, временам и родам. В русском языке различают 1 и 2 тип склонения.

К 1 типу склонения относятся глаголы с исходными окончаниями -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть, и некоторые другие. Они приобретают окончания -у, -ю в первом лице, -ешь во втором, -ет в третьем.

Ко 2 типу склонения обычно относят глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им,   -ите,   -ат (-ят). Они спрягаются по лицам с окончаниями -ем, -ете, -ут, -ют. 

Для запоминания глаголов второго спряжения есть хороший стих: 

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить, А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть,

и зависеть, и вертеть.

Время глагола

В русском языке по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении. Время глагола выражает время действия, описываемого глаголом, в русском языке есть три типа времен, прошлое, настоящее и будущее. Глаголы несовершенного вида могут изменяться по всем временам: делал, делаю, буду делать.

Совершенные глаголы могут существовать только прошедшем и будущем времени: сделал, сделаю. В прошедшем времени глаголы приобретают суффикс -л. Будущее время у глаголов бывает простым и сложным. Простое характерно для глаголов совершенного вида (Я полью цветы).

Сложное будущее время употребляется с несовершенными глаголами и использует вспомогательный глагол “быть”(Я буду поливать цветы).  

Лицо глагола

Лицо глагола выражает грамматическими методами отношение говорящего к субъекту действия. Первое лицо означает совпадение говорящего и субъекта действия и использует местоимение “Я”. ”Я еду”. Второе лицо означает, что действие совершается собеседником говорящего и использует местоимения “ты” и “вы”. “Вы едете”. Третье лицо означает, что субъект действия не присутствует при разговоре и использует местоимения “он”, “она”, “оно”, “они”. 

Лица глаголов, помимо местоимений, обозначаются окончаниями. Например, первое лицо настоящего и будущего времени использует окончания -у, -ю. Второе лицо оканчивается на -ишь, -ите, или -ешь, — ете, в зависимости от склонения и числа. Глаголы в третьем лице заканчиваются на -ет, -ют, или -ит, -ат/ят, в зависимости от склонения и числа. 

Глаголы прошедшего времени по лицам не изменяются, но обладают родом.

Род глагола

Глаголы прошедшего времени единственного числа приобретают окончания, указывающие на род субъекта действия. У глаголов мужского рода родовое окончание отсутствует, глаголы женского рода имеют окончание -а, среднего — -о.

Число глагола

Число выражает единичность или множественность субъекта действия. Оно выражается с помощью окончаний. В прошедшем времени это делается с помощью окончания -и(Я солил, мы солили). Значение ед.ч. и мн.ч. в настоящем и будущем времени выражается окончаниями, представляющими собой совмещенный показатель лица и числа. В ед.ч.: 1 л. -у (-ю), 2 л. -ешь или -ишь, 3 л. -ет или -игл; во мн.ч.: 1 л. -ем или -им, 2 л. — -ете- или -ите, 3 л. — -ут (-ют) или -am (-ят).

Образец морфологического разбора глаголов

Максим громко насвистывал веселую песенку.

Насвистывал – глагол.

Начальная форма – насвистывать.

Невозвратный, переходный, несовершённый вид, I спряжение; в изъявительном наклонении, в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде. Сказуемое.

Советы

Вопросы-ориентиры для начальной формы глагола: что делать? что сделать?

У глаголов в форме прошедшего времени нельзя определить лицо, зато можно определить род; у глаголов в форме настоящего и будущего времени – наоборот: можно определить лицо, нельзя – род.

Источник: https://www.slovogriz.ru/morfologicheskii-razbor/glagol

Определяем спряжение глагола

Что такое спряжение глагола?

Зачем определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола?

Как применять правило?

Какие глаголы называются разноспрягаемыми?

Что такое глаголы особого спряжения? 

Тест по теме «Спряжение глагола»

Тест «Правописание глаголов и причастий»

Спряжение глагола — пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.

Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.

Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — ОГЭ в девятом классе и ЕГЭ — в одиннадцатом.

Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.

Покорить Его Величество Глагол непросто Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола.

Что такое спряжение глагола?

Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам.

Как это выглядит на практике?

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

Вспомним эти местоимения:

Так, к глаголу идёшь можно подставить местоимение ты: (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.

Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).

Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить: 

Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными. То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.

Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения) имеет личные окончания:

-у (или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут (или -ют).

Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения):

—у(или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (или -ят).

Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению. 

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения  нужно запомнить!

Зачем определять спряжение глагола?

Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:

(мы) сем, 

(мы) видм. 

Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола сем — -ЕМ. И пишем глагол правильно:

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола видм — -ИМ. Напишем глагол грамотно:

Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения, его суффиксы будут такими:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем-.

У причастий, образованных от глаголов второго спряжения, суффиксы следующие:

-ащ-, -ящ-, -им-.

Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола? 

Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.

Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п.)

Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть, искать — на -ать, нести — на -ти, беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

А вот, собственно говоря, само правило.

Ко второму спряжению относятся:

— все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ, кроме трёх — брить, стелить, зиждиться

11 глаголов-исключений, которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) — 

К первому спряжению относятся

все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить, стелить, зиждиться. 

Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.

Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.

Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь, например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения).

Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим, летишь, летите, летит, летят).

Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

Как применять правило?

Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.

Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:

(мы) сем,

(они) колтся, 

(ты) пилшь, 

(он) удержт. 

Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.

Сем — сеять. В инфинитиве глагол оканчивается на -ять, а значит, относится к первому спряжению. Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения:

Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: сеем.

Колтся — колоться. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:

Без пропусков глагол выглядит так: колются.

Пилшь — пилить. Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения. Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:

Без пропусков глагол пишется так: пилишь. 

Удержт — удержать. Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание: 

Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит.

Разноспрягаемые глаголы

Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить. Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми.

Проанализируем формы глагола хотеть. В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь, хочет. А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим, хотите, хотят.

Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим, бежишь, бежите, бежит, бегут. Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.

Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит), а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут).

Глаголы особого спряжения

Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать – древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим, едите, едят.  А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание -м), ешь (окончание -шь), ест (окончание -ст).

Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим, дадите), и как глагол первого спряжения (дадут). Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть: дам (окончание ), дашь (окончание -шь), даст (окончание -ст).

Источник: http://bacenko.ru/podgotovka-k-ege/opredelyaem-spryazhenie-glagola/

Определяем лицо глагола в русском языке по таблице

Глагол является самой гибкой частью речи в русском языке. У него есть множество характеристик спрягаемости и способностей к словообразованию. К ним относятся залоги, наклонения, числа, времена, лицо глагола – соотнесение отношения с говорящим, которое изучают в 2-4 классах.

Категория лица глагола

Категория лица выступает как важнейший морфологический признак: она отвечает за соотнесение говорящего с объектом сообщения, а также является признаком, который определяет формообразующие суффиксы и окончания. Также помогает связывать сказуемое с подлежащим. В русском языке лицо глаголов – это признак непостоянный, но он всегда указывает на субъект действия. Используется 3 лица в ед. и мн. числе.

Принадлежность ГЛ к одной из личных форм оставляет информацию о говорящем, соотносит его с объектом разговора, а также о времени происходящего. Например: болеет – продолжительное действие, совершаемое сторонним человеком – ею, им (3 л.) в наст.время.

Примеры изменения по лицам в ед. и мн. числе в таблице

Личные формы ГЛ изъявительного (наст.и будущ.) и повелительного наклонения образуются от основы инфинитива с помощью специальных окончаний и отвечают на особые вопросительные конструкции:

  • 1-е лицо глагола («что делаю/сделаю» – ед. ч. и «что делаем/сделаем?» – мн. ч.) – действие совершено человеком, который говорит, или с его участием.
  • 2-е лицо глагола указывает на то, что субъектом процесса является адресаты (адресаты) автора высказывания. Соответствующие вопросы – «что делаешь/сделаешь?» в ед. ч. и «что делаете/сделаете?» – во мн. ч.
  • 3-е лицо свидетельствует, что действие производит сторонний человек, не участвующий в разговоре. ГЛ 3 л. отвечает на вопросы «что делает/сделает?» в ед. ч. и «что делают/сделают?» в мн. ч.
Наст. времяЕдинств. числоМножеств. число
1-е лицо Я — смотрю, лежу, пью, сплю, учу Мы — смотрим, лежим, пьём, спим, учим
2-е лицо Ты — смотришь, лежишь, пьёшь, спишь, учишь Вы — смотрите, лежите, пьёте, спите, учите
3-е лицо Он, она, оно — смотрит, лежит, пьёт, спит, учит Они — смотрят, лежат, пьют, спят, учат

Порядок определения лица глагола

Если необходимо узнать лицо, достаточно соотнести заданный ГЛ с личным местоимением, задать уместный вопрос, найти окончание слова и сверить с приведенной ниже таблицей.

Пример: Она готовит обед. Субъект действия – она, выражен местоимением 3 л., вопрос к сказуемому – что делает? Н.ф. – готовить, второе спряжение. Окончание -ит- подтверждает ранее сделанный вывод, что, глагол стоит в 3 л.

Связь категории лица с другими признаками глагола

Невозможно усвоить, что такое категория лица глагола, если изучать ее в отрыве от категорий наклонения и времени. Это поможет точнее узнать правописание окончаний и другие характеристики в предложении.

Подошла какое время глагола. Время глагола. Практикуемся и разбираемся на примерах

Глагол — это часть речи, обозначающая действие. Глаголы изменяются по числам, лицам и временам. Кроме того, они имеют спряжения, виды и наклонения. В русском языке выделяют три основные формы времени глагола: прошедшее, настоящее и будущее. Поговорим подробнее о том, как разобраться во временах глагола.

Определяем вид глагола

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Совершенные глаголы указывают на то, что действие уже сделано (или будет сделано) и результат достигнут. К таким глаголам подходит вопрос “что сделать?”. У совершенных глаголов выделяют всего два времени: прошедшее и будущее.

Несовершенные глаголы могут быть в прошедшем, настоящем и будущем времени. Они отвечают на вопрос “что делать?”.

Глаголы прошедшего времени

Основными признаками того, что глагол относится к прошедшему времени, являются:

  • суффикс -л; (шел, летел)
  • окончания -а(женский род), -о(средний род) и -и(множественное число). У глаголов мужского рода в прошедшем времени нет окончания. Пример: играл, играла, играло, играли.

Чтобы понять, что глагол стоит в прошедшем времени, к нему, в зависимости от рода и числа, нужно подставить следующие вопросы:

  • для совершенной формы: “что делал?” (м. р.), “что делала?” (ж. р.), “что делало?” (ср. р.), “что делали?” (мн. ч.);
  • для несовершенной формы: “что сделал?” (м. р.), “что сделала?” (ж. р.), “что сделало?” (ср. р.), “что сделали?” (мн. ч.).

Глаголы настоящего времени

В настоящем времени глагол отражает действие, происходящее в момент речи. Общий определяющий вопрос таких глаголов:

  • в единственном числе — “что делает?”;
  • во множественном числе — “что делают?”.

Как уже отмечалось выше, в настоящем времени могут быть глаголы только несовершенного вида.

Окончание глагола в настоящем времени будет зависеть от того, к 1-ому или 2-ому спряжению он относится.

Окончания глаголов первого спряжения

Единственное число: -у, -ю (первое лицо); -ешь (второе лицо); -ет (третье лицо). Пример: несу, несешь, несет; читаю, читаешь, читает

Множественное число: -ем, -ём (первое лицо); -ете, -ёте (второе лицо); -ут, -ют (третье лицо) Пример: несём, несёте, несут; читаем, читаете, читают.

Окончания глаголов второго спряжения

Единственное число: -у, -ю (первое лицо); -ишь (второе лицо); -ит (третье лицо). Пример: лежу, лежишь, лежит; строю, строишь, строит.

Множественное число: — окончания -им (первое лицо); -ите (второе лицо); -ат, -ят (третье лицо). Пример: лежим, лежите, лежат; строим, строите, строят.

Глаголы будущего времени

Глаголы в будущем времени отражают действие, которое планируется сделать или действие, которое будет сделано в будущем. Определяющие вопросы для единственного числа глаголов:

  • совершенный вид: “что будет делать?”;
  • несовершенный вид: “что сделает?”.

Вопросы для множественного числа глаголов:

  • совершенный вид: “что будут делать?”;
  • несовершенный вид: “что сделают?”.

У несовершенных глаголов в будущем времени появляется одна интересная особенность — они превращаются в сложные глаголы. К инфинитиву добавляется глагол “быть” в подходящей форме. Например: буду гулять, будем бегать, будут играть.

Окончания глаголов совершенного вида первого спряжения

Единственное число: -у, -ю (первое лицо); -ешь, -ёшь (второе лицо); -ет, -ёт (третье лицо). Пример: отнесу, отнесёшь, отнесёт; прочитаю, прочитаешь, прочитает.

Множественное число: -ем, -ём (первое лицо); -ете, -ёте (второе лицо); -ут, -ют (третье лицо). Пример: отнесём, отнесёте, отнесут; прочитаем, прочитаете, прочитают.

Окончания глаголов совершенного вида второго спряжения

Единственное число: -у, -ю (первое лицо); -ишь (второе лицо); -ит (третье лицо). Пример: полежу, полежишь,полежит; построю, построишь, построит.

Множественное число: — окончания -им (первое лицо); -ите (второе лицо); -ат, -ят (третье лицо). Пример: полежим, полежите, полежат; построим, построите, построят.

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи: Весела сияет месяц над селом. Белый снег сверкает синим огоньком (И. Никитин).

Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда: После зимы наступает весна. Земля вертится вокруг своей оси. Материнская ласка конца не знает (пословица). Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи: Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели (Н. Некрасов).

При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время: Возвращаюсь вчера с вокзала домой, иду тёмной улицей. Вдруг вижу: у фонаря что-то белеет. Глаголы в форме прошедшего времени образуются от неопределённой формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-: строить — строил, строила, строили; работать — работал, работала, работали.

Глаголы в неопределённой форме на -чь, -ти, -путь (несовершенного вида) образуют формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л-: беречь — берёг /но берегла), нести—нёс (но несла), печь — пёк /но пекла), сохнуть — сох /но сохла) и т. д. От глагола идти прошедшее время шёл, шла, шли; от глагола найти прошедшее время нашёл, нашла, нашли; от глагола расти — рос, росла, росло, росли.

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рассказал — рассказали), а в единственном числе — по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.

Следует запомнить правильное ударение в формах прошедшего времени глаголов: брал, бралй, бралд, брали; был, была, бйло, бйли; взял, взялй, взяло, взяли; гнал, гналй, гнйло, гпamp;ли; жил, жилй, жйло, жйли; занял, занялй, зйняло, зйняли; подал, подалй, пЬдало, пддали; покимйл, понял, понялй; плыл, пльїлй. плamp;ло, плamp;ли; поднял, подняла. подняло; прйбыл, прибыла, прибыли; прйнял, принялй, прйняло, прйняли; прибрал, прибрала.

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи: Увидишь, что это за человек! Ты сразу его полюбишь и подружишься с ним, голубчик! (А. Чехов); Пойду теперь домой и буду питать себя надеждами (А. Чехов). Будущее время имеет две формы: простую и составную.

Форма будущего составного глаголов несовершен- ного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределённой формы глагола несовершенного вида: буду рисовать, буду стараться. От глаголов совершенного ви- д а образуется будущее время простое (прочитаю), от глаголов несовершенного вида — будущее время составное (буду читать).

Форма будущего простого глаголов совершенного вида образуется так же, как и форма настоящего времени: открою, откроешь, откроет, откроем, откроете, откроют; выучу, выучишь, выучит, выучим, выучите, выучат. В будущем простом глаголы имеют те же личные окончания, что и глаголы несовершенного вида в настоящем времени.

Добрый день, уважаемый студент! С моими студентами мы приступили к изучению, пожалуй, одной из сложных тем русского языка — глаголов и их времен. Дело в том, что в некоторых языках мира бывает всего несколько времен, в русском же их 3 — это прошедшее время, настоящее и будущее. Чтобы правильно разобраться и употреблять их в своей речи и письме, рассмотрим все три времени более детально.

Настоящее время

Глаголы настоящего времени в русском языке означают реальное действие, которое происходит в данный момент, сейчас, более того, они могут спрягаться,т.е. изменять свою форму. Глаголы в настоящем времени одни из самых изменяемых глаголов, при этом в несовершенном виде, необходимо отметить,что у глаголов совершенного вида не бывает настоящего времени, ведь действие уже совершено!

Глаголы настоящего времени в русском языке отвечают на вопрос: что делает? Например,

Катя спешит на учёбу Kate is in hurry on her way to work.

Катя что делает? — спешит — она сейчас, в данный момент спешит, значит, время настоящее.

Каждую неделю родители едут на дачу Every week parents go to dacha.

Родители что делают? — едут, каждую неделю нам показывает,что действие происходит регулярно, т.е в настоящем времени. Обращайте, пожалуйста, всегда внимание на ключевые слова, они могут служить вам подсказкой, какое время употреблять в тот или иной момент.

В форме настоящего времени окончания в спряжении зависят от их спряжения. Если вы забыли, что такое спряжение и стоит ли его учить, рекомендую почитать эту тему. Она поможет вам разобраться в сложностях при употреблении глаголов настоящего времени.

Будущее время

Очень часто мои студенты путаются и не понимают, почему в будущем времени столько разных глаголов и как все это запомнить. Дело в том,что будущее время в русском языке показывает нам, что действие не совершилось, мы планируем что-то сделать в будущем, не важно, в скором или далеком. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы:

Что сделаете? Что будем делать? Что сделаем? Что будешь делать? Например:

Когда начнутся каникулы, я поеду в Москву I will go to Moscow, when the holidays will come.

Каникулы что сделают? — начнутся, они пока не начались, это время не настало, значит, мы понимаем, что разговор идет о будущем времени.

Я что сделаю? — поеду, человек пока никуда не едет, но он уже планирует свою поездку в Москву, значит, мы говорим о будущем времени.

В русском языке будущее время бывает двух видов, вы можете встретить, например, такой глагол:

Я нарисую эту картину и подарю маме I will draw this picture and will present it to my Mom. Что сделаю? — нарисую, подарю

Но вы также можете увидеть и такую фразу, при этом она тоже будет стоять в будущем времени:

Я буду рисовать эту картину завтра и подарю ее маме I am going to draw this picture tomorrow and will present it to my Mom.

Что буду делать? — буду рисовать, действие не произошло, он планирует сделать, поэтому и это будущее время.

Но как же тогда разобраться, какую форму стоит употреблять в том или ином случае? Дело в том, что глаголы будущего времени бывают простыми и сложными. Простые глаголы в будущем образуются от глаголов совершенного вида (которые отвечают на вопросы что сделаю? Что сделаешь?)

Накрашу, уберу, отнесу, скажу, спою — все они отвечают на вопросы совершенного вида. Где характерной чертой, которая вам поможет запомнить эту форму, является добавление буквы -с в начале вопроса:

Что сделаю? Уберу

Сложные же глаголы будущего времени образуются от глаголов несовершенного вида с помощью глагола быть + инфинитива или начальной формы глагола — это та форма, которая стоит в словаре, отроете словарь русского и увидете,что глагол: я угадала, стоит в форме инфинитива: угадать.

Давайте рассмотрим примеры со сложными глаголами:

Источник: https://kp-tts.ru/podoshla-kakoe-vremya-glagola-vremya-glagola-praktikuemsya-i.html

Как определить лицо глагола в прошедшем и настоящем времени и что это такое

Письменная речь всегда вызывала и будет вызывать намного больше затруднений, чем устная, потому что русский язык содержит очень мало слов, одинаковых при письме и говорении. Одна из проблем письменной речи, часто встающая перед школьниками и студентами, – как определить лицо глагола. Для того чтобы сделать это быстро и правильно, существует немало рекомендаций и примеров.

Что такое лицо глагола

Решая проблему, что такое лицо глагола, важно учитывать, что эта грамматическая категория относится к числу его непостоянных признаков. Она позволяет определить, кто осуществляет действие и каково число участников речи.

Лицо и число являются изменяемыми грамматическими категориями, служащими для образования форм слова.

Умение определять этот признак необходимо для проведения морфологического разбора, в котором обязательно точное знание постоянных и непостоянных признаков данной части речи.

А также оно может понадобиться для орфографически правильного записывания текста.

Лица глаголов указывают на того, кто совершает действие. Однако не во всех случаях можно определить соотнесенность действия с участником речи. Поэтому эта категория присуща не всем словам данной части речи.

Свойственна она следующим формам:

  • повелительное наклонение,
  • изъявительное наклонение будущего времени,
  • изъявительное наклонение настоящего времени.

Ни в каких других случаях (прошедшее время, инфинитив) существование данной категории невозможно – она отсутствует.

! Что такое деепричастие как часть речи

Алгоритм определения лица

Перед тем как определить лицо глагола, придется повторить рекомендации и воспользоваться специальным алгоритмом.

Последовательность действий будет следующей:

  1. Выписать слово для выполнения задания.
  2. Определить его время. Настоящее или будущее – проводим дальнейший анализ.
  3. Подобрать местоимение, которое подходит по смыслу. Узнать или вспомнить его личную принадлежность – эти категории у слов обеих частей речи совпадают. Например, если к слову приходи подходит ты (местоимение 2 л. единственного числа) – то у глагола приходи будет тоже 2 л.
  4. Задать вопрос, при его помощи установить значение данной категории.
  5. Выделить окончание – формальный признак. Кстати, этот способ является самым надежным. По таблице окончаний глаголов можно определить личную принадлежность.

Грамматика немецкого языка (справочник)

Уроки онлайн | | Лексика немецкого языка |

Грамматический справочник | Немецкий алфавит | Деловая переписка на немецком | Дружеская переписка на немецком | Этикетные письма на немецком

Глагол (Verb)

Глагол обозначает действие, состояние или процесс.

Например:
Das Mädchen schreibt (девочка пишет). Der Junge schläft (мальчик спит). Es regnet (идет дождь).

Глагол спрягается: изменяется по лицам и числам, временам, наклонениям, имеет залог. Спрягаемые формы глагола называют личными формами или финитными формами. Глагол также имеет три основные формы: инфинитив (Infinitiv), претеритум (Präteritum) и причастие II (Partizip II).

Например:
malen — malte — gemalt; rufen — rief — gerufen.

От этих трёх основных форм образуются все глагольные формы немецкого языка. Глагол состоит из основы и окончания.

Например в инфинитиве: lach-en, geh-en, les-en, folge-n, brödel-n, meißel-n.

Спряжение глаголов

В немецком языке различают слабые и сильные глаголы, которые спрягаются по-разному. При спряжении всегда меняется окончание глагола. Все слабые глаголы спрягаются одинаково. Они образуют самую многочисленную группу глаголов немецкого языка. Сильные глаголы образуют свои формы по особым правилам, часто с изменением корневого гласного.

Это немногочисленная группа глаголов, которую следует выучить наизусть (все три основные формы). Таблицы неправильных глаголов приведены в любом хорошем словаре и учебнике грамматики.

Нерегулярные глаголы (sein, haben, werden, tun) а также некоторые сильные глаголы (stehen, bewegen, heben, genesen) не изменяют при спряжении корневой гласной.

Классификация глаголов (продолжение).

Также в немецком существуют:

  • Модальные глаголы
  • Возвратные глаголы
  • Глаголы с отделяемыми приставками
  • Глаголы с неотделяемыми приставками
  • Глаголы с двумя формами спряжения

У модальных глаголов (durfen, konnen, mussen, sollen, wollen, mogen, wissen) при спряжении совпадают формы 1-го и 3-го лица единственного числа.

Возвратные глаголы или глаголы с возвратным местоимением sich (sich waschen, sich kammen, sich setzen, sich freuen, sich interessieren, sich anziehen и др.) подчиняются общим правилам спряжения. Возвратное местоимение sich изменяется по лицам.

У глаголов с отделяемыми приставками (spazieren gehen, fernsehen, aufstehen, einladen, vorlesen, aufmachen, teilnehmen, ausschlafen, vorschlagen, ankommen, mitmachen, beitragen и др.) первый компонент выражен существительным, прилагательным или частицей и они имеют следующие особенности спряжения:
1-ый, ударный компонент глагола отделяется и ставится после глагола, а в предложении – в конце предложения.

Глаголы с неотделяемыми приставками (be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss-, wider-: bekommen, gehoren, erstellen, verstehen, zerstoren, entstehen, empfehlen, misslingen, widerspiegeln) спрягаются как обычные глаголы.

Также в немецком есть глаголы с двумя формами спряжения (melken, weben, sieden, saugen, hangen, erschrecken, loschen, schaffen, bewegen, schleifen, scheren, bleichen, weichen, backen, malen, salzen).

Они могут спрягаться как слабые, так и как сильные глаголы. Некоторые глаголы имеют 2 значения, в зависимости от которых определяется тип их спряжения.

Спряжение слабых глаголов в настоящем времени (Präsens)

Формы Präsens слабых глаголов образуются от основы глагола с помощью личных окончаний.

Личные окончания в Präsens:

Лицо Единственное число Множественное число
1 -e -(e)n
2 -(e)st -(e)t
3 -(e)t -(e)n

Общий случай:
lachen

Лицо Единственное число Множественное число
1 ich lache wir lachen
2 du lachst Ihr lacht
3 ersie lachtes sie lachen

Глаголы с основой на -d, -t, -n, -m (кроме -ln, -lm, -rn, -rm) имеют перед окончанием -st, -t гласную :
arbeiten, begegnen

Лицо Единственное число Множественное число
1 ich arbeite; begegne wir arbeiten; begegnen
2 du arbeitest; begegnest(!) Ihr arbeitet; begenet(!)
3 ersie arbeitet; begegnet(!)es sie arbeiten; begegnen

Но:
lernen, filmen

Лицо Единственное число Множественное число
1 ich lerne; filme wir lernen; filmen
2 du lernst; filmst Ihr lernt; filmt
3 ersie lernt; filmtes sie lernen; filmen

У глаголов с основой на -s, , -z, -x, во 2-м лице единственном числе выпадает -s в личном окончании:
reisen, grüßen, übersetzen

Лицо Единственное число Множественное число
1 ich reise; grüße; übersetze wir reisen; grüßen; übersetzen
2 du reist; grüßt; übersetzt(!) Ihr reist; grüßt; übersetzt
3 ersie reist; grüßt; übersetztes sie reisen; grüßen; übersetzen

Если инфинитив глагола оканчивается на -eln, основа глагола теряет в 1-м лице единственного числа -e- и 1-е и 3-е лицо множественного числа образуются с помощью окончания -n.
lächeln, klingeln

Лицо Единственное число Множественное число
1 ich lächle; klingle(!) wir lächeln; klingeln(!)
2 du lächelst; klingelst Ihr lächelt; klingelt
3 ersie lächelt; klingeltes sie lächeln; klingeln(!)

Если инфинитив глагола оканчивается на -ern, 1-е и 3-е лицо множественного числа образуются с помощью окончания -n и в 1-м лице единственного числа в разговорной речи допускается использование формы когда основа глагола теряет -e-
rudern

Лицо Единственное число Множественное число
1 ich rudere / rudre(!) wir rudern(!)
2 du ruderst Ihr rudert
3 Ersie rudertes sie rudern(!)

Вышеприведенные правила охватывают все случаи спряжения слабых глаголов

Предлог Спряжение сильных глаголов

Источник: http://www.studygerman.ru/online/manual/verb1.html

Что такое спряжение глагола? Какие глаголы спрягаются? Как определить лицо и число спрягаемых глаголов?

Учебник для 4 класса (часть 2)

Русский язык

163. Прочитайте предложения. Местоимение какого лица и числа пропущено в каждом предложении?

рисую. рисуешь. рисует. рисуем. рисуете.рисуют. нарисую. нарисуешь. нарисует. нарисуем. нарисуете.нарисуют.
  • Запишите составленные предложения. Определите лицо каждого местоимения. Можно ли предположить, что глагол тоже имеет форму лица? Объясните свой ответ.
  • Определите лицо глагола в каждом предложении по форме лица местоимения.
  • Определите время и число глаголов. Почему изменились окончания глаголов? Выделите окончания.

Обратите внимание! Глаголы настоящего и будущего времени, как и личные местоимения, имеют форму лица. Глагол каждого лица имеет своё личное окончание. При изменении глагола по лицам изменяется и его личное окончание.

Ты (2-е л., ед. ч.) рису[ешь](2-е л., ед. ч.).

Мы (1-е л., мн. ч.) рису[ем](1-е л., мн. ч.).

Она (3-е л., ед. ч.) рису[ет] (3-е л., ед. ч.).

Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени (спряжение)

164. Прочитайте таблицу «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени».

  • Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа. Назовите глаголы в этом лице и числе, чётко проговаривая их личные окончания.
  • Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам?
Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.

165. Обсудите: какой из данных глаголов не изменяется по лицам и числам (не спрягается)? Объясните свой ответ.

Подарю, читаю, рассказал, дружу, построю.

166. Запишите личные окончания глаголов каждого лица и числа (см. таблицу).

      1-е л., ед. ч. -у, -ю2-е л., ед. ч. 3-е л., ед. ч. 1-е л., мн. ч. 2-е л., мн. ч. 3-е л., мн. ч.

167. Письменно проспрягайте глагол молчу в настоящем времени и глагол пойду в будущем времени. Выделите личные окончания глаголов.

  • Проверьте по таблице, правильно ли вы записали окончания глаголов во 2-м лице единственного числа.
Лицо и число глагола можно определить по местоимению и личному окончанию глагола или только по личному окончанию глагола.

168. Прочитайте.

Напишут, работаем, видит, повторите, посоветую, смотришь, растает, создадим, построишь, встаёте, дорожу, беседуют.

  • Соотнесите каждый глагол с тем вопросом, на который он отвечает.
что делаю? что сделаю? что делаешь? что сделаешь? что делает?что сделает?что делаем?что сделаем? что делаете?что сделаете?что делают?что сделают?
  • Запишите каждый вопрос, а рядом с ним глагол, который отвечает на этот вопрос.
  • В скобках укажите время, лицо, число глагола. Выделите личные окончания.

Образец. (Что делаю?) дорож[у] (наст, вр., 1-е л., ед. ч.).

169. Прочитайте.

1. Вышли сеялки в поля, будет с зёрнами земля. (В. Нестеренко) 2. Без доброго слова, без тёплого слова, без нежного слова — не лечат больного. (Ю. Мориц) 3. Уберём мы чисто двор.4 Подметём2 осенний сор. (В. Степанов) 4. Где-то в космосе летит голубой метеорит. (Р. Сеф) 5. Вы выходите на крыльцо.

На тёмно-синем небе кое-где мигают звёзды. (И. Тургенев) 6. Я жду, когда растает снег. (М. Чехов)

  • Что обозначают слова сеялка, метеорит? Прочитайте значения этих слов в толковом словаре учебника.
  • Выпишите глаголы в форме настоящего и будущего времени, определите их время, лицо и число. Выделите личные окончания глаголов.

Образец. Буд[ет] (буд. вр., 3-е л., ед. ч.).

Можно ли сказать «победю»?

В русском языке некоторые глаголы не имеют формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. Это глаголы победи́ть, убеди́ть, дерзи́ть, лебези́ть, пылесо́сить, голоси́ть, шелесте́ть и др. Выразить действие говорящего вам помогут описательные выражения либо близкие по смыслу глаголы:

      (Я) сумею победить, одержу победу. Хочу (думаю) убедить, убеждаю. Буду пылесосить, чищу пылесосом.

170. Прочитайте.

Посмотришь на пеликана — ну и чудная птица. Голова маленькая, а клюв огромный, да ещё под ним мешок из кожи висит. В таком мешке может свободно поместиться целая утка.

Кормятся пеликаны рыбой. А ловят её целой стаей. Выстроятся на воде полукругом и плывут к берегу. Плывут, а сами крыльями хлопают, голову в воду опускают. Это они рыбу перед собой гонят. Подгонят к мелкому месту, тут самая ловля начнётся.

(Г. Скребицкий, В. Чаплина)

  • Определите тему текста, придумайте к нему заголовок.
  • Какую часть в тексте можно назвать описанием, а какую — повествованием? Объясните свой ответ.
  • Спишите описательную часть текста. Укажите над глаголами настоящего и будущего времени лицо и число, выделите окончания этих глаголов.

Источник: https://ansevik.ru/russkij_yazyk_4.2/29.html

Спряжение глаголов

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам:

ЧислоЛицоНастоящее времяБудущее простое время
Ед. 1-ое (я) вру смотрю навру досмотрю
2-ое (ты) врёшь смотришь наврёшь досмотришь
3-е (он, она, оно) врёт смотрит наврёт досмотрит
Множ. 1-ое (мы) врём смотрим наврём досмотрим
2-ое (вы) врёте смотрите наврёте досмотрите
3-е (они) врут смотрят наврут досмотрят

Форма 1-ого лица единственного числа показывает, что действие совершает сам говорящий, множественное число показывает, что действие совершается несколькими лицами, включая говорящего.

Форма 2-ого лица единственного числа показывает, что действие совершает собеседник говорящего, множественное число показывает, что действие совершается несколькими лицами, включая собеседника. В некоторых случаях при вежливом обращении форма множественного числа обращена только на одного собеседника.

Глаголы во 2-ом лице единственного числа настоящего и будущего времени имеют окончания -ешь (-ёшь) или -ишь. На конце этих окончаний обязательно пишется мягкий знак (ь), например:

играешь — играешься, готовишь — готовишься

Форма 3-его лица единственного числа показывает, что действие относится к лицу или предмету, о котором говорят, множественное число показывает, что действие относится ко множеству лиц или предметов.

Первое и второе спряжение

Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам. Спрягаться могут только глаголы изъявительного наклонения в настоящем и будущем времени. В русском языке есть два спряжения: первое и второе. Спряжения между собой различаются по окончаниям.

ЧислоЛицоОкончания1 спряжение2 спряжениеЕдинственное Множественное
1-ое – я -у (-ю) -у (-ю)
2-ое – ты -ешь (-ёшь) -ишь
3-е – он, она, оно -ет (-ёт) -ит
1-ое – мы -ем (-ём) -им
2-ое – вы -ете (-ёте) -ите
3-е – они -ут (-ют) -ат (-ят)

Окончания, указывающие на число и лицо глаголов, называются личными.

У глаголов в форме будущего сложного времени по числам и лицам изменяется глагол буду, а неопределённая форма при нём остаётся без изменений.

ЛицоЕдинственное числоМножественное число
1-ое я буд-у идти, стоять мы буд-ем идти, стоять
2-ое ты буд-ешь идти, стоять вы буд-ете идти, стоять
3-е он (она, оно) буд-ет идти, стоять они буд-ут идти, стоять

В некоторых глаголах при изменении по лицам происходит чередование звуков, например:

ходит — хожу

пустит — пущу

жгу — жжёт

У возвратных глаголов к личному окончанию прибавляется частица -ся (или -сь), например:

учил — учился

играю — играюсь

Обратите внимание, что в личных окончаниях глаголов после шипящих под ударением слышится звук о, а пишется буква е (ё), например:

жжёт, бережёт, печётся

Разноспрягаемые глаголы – это глаголы, которые имеют окончания разных спряжений. В русском языке всего 4 разноспрягаемых глагола: есть, дать, хотеть, бежать.

Глаголы хотеть и бежать являются разноспрягаемыми. Они спрягаются частью по первому, частью по второму спряжению:

ЛицоЕдинственное числоМножественное число
1-ое я хочу я бегу мы хотим мы бежим
2-ое ты хочешь ты бежишь вы хотите вы бежите
3-е он хочет он бежит они хотят они бегут

По особому типу будут спрягаться глаголы есть и дать и образованные от них приставочные глаголы: поесть, съесть, подать, создать и так далее.

ЛицоЕдинственное числоМножественное число
1-ое я ем я дам мы едим мы дадим
2-ое ты ешь ты дашь вы едите вы дадите
3-е он ест он даст они едят они дадут

Безличные глаголы

Безличные глаголы – это глаголы, которые не изменяются по лицам и числам и не имеют формы повелительного наклонения.

Безличные глаголы обозначают действия, которые совершаются сами по себе, без участия действующего лица или независимо от него, они называют различные состояния природы, окружающего мира и человека, например:

Меня сейчас знобит. На улице смеркается.

Безличные глаголы имеют форму условного наклонении:

вечерело бы, стемнело бы

В изъявительном наклонении безличные глаголы изменяются по временам и могут иметь две формы:

  1. Форма 3-его лица единственного числа настоящего и будущего времени:

    вечереет, стемнеет

  2. Форма среднего рода единственного числа прошедшего времени:

    вечерело, стемнело

В предложениях безличные глаголы являются сказуемыми, но при них нет и не может быть подлежащего, например:

Меня знобит. Уже смеркается.

Если в предложении отсутствует подлежащее, то личный глагол может быть употреблён в безличном значении, например:

На улице сильно шумело. По дороге несло поток машин.

Также безличный глагол может быть образован от личного с помощью суффикса -ся (-сь):

Она много придумывает. — Ничего не придумывается.

Ребёнок играл. — В дороге ему не игралось.

Источник: https://naobumium.info/russkiy/spryajenie_glagolov.php

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по английски рыба во множественном числе
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
English House